На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тургенев?
Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, которые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, который умел составлять русский крестьянин XIX века.
Читаем в начале рассказа:
«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;
«Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…»;
«Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками…»;
«Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило…».
Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охоты. Можно продолжить эти наблюдения.
Попробуйте описать состояние летней природы: утром, днем, вечером.
Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюдаем за вечером: «К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».
Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику знакомых крестьянам примет летней погоды.
Опишите первую встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков.
«Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника.
Создайте портрет одного из мальчиков по вашему выбору.
Чаще всего ученики выбирают для описания Павлушу как самого смелого и решительного мальчика. Но некоторые девочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повествование интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.
Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.
1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Представление о характере мальчика.
6. Отношение автора к этому герою.Если вы выбираете для рассказа Павлушу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще всего говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соединить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.
Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?
Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди.
Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне — крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то «как закашляет, как заперхает, словно овца какая…».
В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.
Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.
Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.
Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставлении) — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он (Тришка), когда наступят последние времена».
Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.
Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.
Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.
«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»