Кроме названных выше (вопрос 5), можно также назвать элегию, сатиру.
Назовите самые «молодые» жанры в любом из родов литературы.
Среди эпических произведений это эссе и очерк. Однако еще важнее то, что часто создаются произведения, жанр которых трудно определить.
Среди лирических произведений создано много вариантов уже существовавших жанров. Остаются популярными и постоянно расширяются игровые формы стихотворений.
Драматические произведения расширили круг жанров в связи с развитием телевидения, популярности ток-шоу и прочих форм зрелищ.
Как объяснить, почему Иван Сергеевич Тургенев называл произведение «Муму» то рассказом, то повестью?
И в том, и в другом случае он не совершал ошибки. Среди примет рассказа можно назвать относительно несложный сюжет, небольшое количество действующих лиц. Среди примет повести — относительно большой размер, существование пусть небольшой второстепенной сюжетной линии, серьезность поставленных нравственных проблем. Однако в этой путанице названий дело не только в конкретных признаках, а в том, что нет точного и жесткого определения признаков каждого из жанров и возможно различное их толкование.
Паустовский рассказал об игре, которую как-то затеял Горький, который вместе с Буниным и Леонидом Андреевым сидел в таверне и наблюдал за одним из своих соседей по столикам. Каждый из этих трех писателей по-иному охарактеризовал незнакомого им человека. Сможете ли вы предположить, какое по жанру произведение об этом человеке мог бы создать каждый из участников этой игры? Как вы это докажете?
Все три писателя восприняли своего случайного соседа по-иному. Скорее всего, Горький, который затеял эту литературную игру, создал бы очерк, поскольку неизбежно пригляделся бы к человеку, о котором предложил писать произведение. Леонид Андреев — очень драматичную и даже романтичную новеллу, поскольку заявил, что перед ним — «сын дьявола». Бунин, который так подробно и точно его описал, психологический рассказ.
Какую роль играет жанр в вашем чтении?
В чтении каждого человека жанр играет определенную роль. Каждый может указать причины, которые определили такой выбор. Те, кто любит музыку и пение, часто увлечены лирикой. Наблюдательные и любознательные читатели — эпосом. Любители телевидения и театра — драматическими произведениями. Но часто читатель любит конкретного автора и читает его произведения самых разных жанров. Те, кто любит Льва Толстого, читают и его рассказы, и его романы, и его пьесы. Недавно в программы средней школы были включены многие произведения Алексея Константиновича Толстого, и многие стали читать и его роман «Князь Серебряный», и его лирику, и его баллады, и даже его сатирические произведения, созданные для вымышленного автора Козьмы Пруткова.
Перечалите жанры тех произведений эпоса, лирики и драмы, с которыми вы познакомились на уроках литературы и в самостоятельном чтении. Какие из жанров кажутся вам «долгожителями»?
Каждый из нас хотя бы немного знаком с любым из жанров эпоса, лирики и драмы. Читая, мы обычно и не обращаем внимания на жанр, хотя он может определять наш выбор произведения для самостоятельного чтения. Обычно «долгожителями» представляются романы. Но, знакомясь с историей жанров, мы уже узнали, что сохранился эпос как героическая поэма об исторических событиях. Как свидетель былого — летопись. Как привычный и уже исчезающий способ общения — письма, дневники.
Связан ли жанр произведения с тем, в стихах или в прозе написано это произведение?
Среди требований, которые предъявляет каждый жанр, одно касается того обстоятельства, в стихах или прозе оно написано. Однако и тут возможны творческие варианты. Так, существуют «Стихотворения в прозе», образцом которых являются стихотворения в прозе И. С. Тургенева, прежде всего знакомый всем наизусть «Русский язык». Пьеса может быть написана и в стихах, и в прозе. Впереди у старшеклассников чтение романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы в прозе Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Существуют ли жанры художественной литературы, чтение которых вам не доставляет удовольствия? Попробуйте объяснить, почему.
Многие ученики называют, отвечая на этот вопрос, стихи, посвященные лирическим переживаниям (мальчики) и воинским подвигам (девочки). Всем известно, что, читая «Войну и мир», часть девочек читает только «мир», а мальчиков — только «войну». Выбор предпочтений всегда неизбежен. И объяснение при чтении каждой книги — свое для каждого читателя. Иногда такого рода объяснения носят даже забавный характер. Так, один юноша не терпел, когда среди героев появлялся хотя бы один, имя которого было Игорь. Другая читательница не выносила героинь — жгучих брюнеток… Вкус, случайные воспоминания и пристрастия, чьи-то замечания — все может повлиять на наше восприятие.
Попробуйте создать табличку жанров, которые вы любите читать, располагая их в зависимости от ваших симпатий и антипатий.
Роман, новелла, лирика (в том числе и стихотворения в прозе), комедия, водевиль, пародии.
Попробуйте создать на материале событий жизни вашего класса небольшое произведение. Это может быть очерк или рассказ, эссе или статья, частушка или эпиграмма. Даже тот, кто не пытается стать писателем, обычно владеет несколькими жанрами. Проверьте свои силы и не пытайтесь создать то, что вам не свойственно.
Приступая к этой работе, каждый может обратиться к изданиям детского фольклора и использовать их как образец для подражания или как критерий для оценки собственного творчества. Часто ученики старших классов обращаются к жанру пародии и создают пародии на произведения, которые кажутся им достойными такого отклика.