Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Как и у героя салтыковского очерка «Имярек», «лозунг» М.Е. Щедрина выражался в трёх словах: свобода, развитие и справедливость — для родины, которую он, по собственному признанию, «любил до боли сердечной». Писатель неутомимо исследовал общественные и человеческие пороки своего времени, был «летописцем минуты». Часто подвергаясь цензурным запретам, М.Е. Салтыков-Щедрин искал иносказательную форму для выражения своих мыслей. Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.
К такому жанру щедринской сказки принадлежит «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сказка вобрала в себя многолетние наблюдения и размышления о сути общественных отношений. Два генерала, очутившись на необитаемом острове, не смогли прожить и двух дней без услужливой помощи мужика. Высмеивая беспомощность, нахальство и праздную жизнь генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин противопоставляет ей трудолюбие, сметливость и находчивость мужика, проводящего жизнь в труде, очень часто даже не поощряемом господами. Свою идею автор доносит до читателя, умело используя возможности жанра сказки. Сказочный зачин «Жили-были два генерала…» сразу же настраивает читателя на дальнейшее иносказание. Это входная дверь в мир сказочной условности, где возможны самые неправдоподобные события. Пребывание героев на необитаемом острове вполне подчиняется законам сказки. Излюбленный сказочный мотив — гротескное перевоплощение — помог писателю устроить сатирическую демонстрацию того, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание… Полетели клочья, раздался визг и оханье: генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Такое изображение вполне можно назвать гротескным портретом. Используя сказочную основу, Щедрин избегал подражания этому жанру. Щедринская сказка не подчиняется строгим правилам жанра и нарушает их. Писатель добивается особо комического эффекта на стыке традиционных сказочных приёмов и вполне реалистических, будничных деталей злободневной современности.