Л.Н. Толстой. «Детство»
Художественные открытия Л.Н. Толстого, богатство и глубина мыслей, красота их воплощения поражали первых читателей и не потускнели со временем. Вместе с тем Л. Н. Толстой был не только писателем, но и учителем жизни. Таким он выступил уже в первой большой повести «Детство» (1852), которая принесла ему громкую славу. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», в которую входит эта повесть, написана от лица главного героя — Николеньки Иртеньева. Впервые в центр повествования поставлена история души ребёнка. «Подробности чувства», душевная жизнь в её внутреннем течении выступают здесь на первый план, отодвигая собой «интерес событий». Сюжет повести укладывается в несколько строк: учитель-немец Карл Иванович над головой спящего Николеньки прихлопнул муху; maman за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг; папа разговаривает с приказчиком; Иртеньевы собираются на охоту. Интересны не события сами по себе, а чувства, которые становятся предметом повествования. В детском сознании всё мелкое, недостойное внимания (с точки зрения взрослых) и действительно важное одинаково значительны.
Обида на воспитателя Карла Ивановича, который хлопушкой убил муху над головой спящего Николеньки, переживается героем не менее остро, чем разлука с родными. Но вот Карл Иванович говорит Николеньке ласковые слова, щекочет пятки. И сердце мальчика наполняется любовью к воспитателю, которого он только что ненавидел. Подслушав разговор Карла Ивановича с дядей Николаем, герой искренне переживает разлад воспитателя с отцом. Толстой подробно описывает противоречивые чувства героя. Рассказывая о заботливой няне Наталье Савишне, которая ради служения в барском доме отказалась не только от замужества, но и от вольной, Николенька вспоминает о закапанной им скатерти. Наталья Савишна, решив наказать проказника, утирает ему лицо мокрой скатертью, вызывая негодование и обиду у барчонка. Но преподнесённый няней корнет с конфетами тут же заставляет мальчика почувствовать доброту и искренность Натальи Савишны, которая воспитывала в Николеньке аккуратность и терпение. Толстой описывает в повести не только проявления чувств, но и их анализ. Заплакав при отъезде матери, Николенька признаётся: «…мысль, что слёзы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду». Автор отражает тот процесс переживаний, который свойствен почти каждому ребёнку этого возраста.