Краткое содержание: Лев, учредивший совет (Хемницер)

Лев, учредивший совет

Лев учредил какой-то совет. Но какой именно, автору басни это осталось неизвестно. В состав этого нового совета вошли слоны. И, наверное, так сильно не хватало членов для новоиспеченно­го совета, что лев решил добавить туда и ослов.

Лев учредил совет какой-то, неизвестно,

И, посадя в совет сочленами слонов,

Большую часть прибавил к ним ослов.

Однако лев прекрасно понимал, что слонам с ослами сидеть не совсем уместно и прилично. Но нужного количества слонов он так и не смог набрать. А в совете, как замечает автор, должно быть занято определенное количество мест.

Иначе без этого совет не будет существовать.

Хотя слонам сидеть с ослами и невместно,

Но лев не мог того числа слонов набрать, Какому прямо надлежало В совете этом заседать.

За счет добавления туда ослов лев смог набрать необходимое число «сочленов» нового совета. По­этому он решил, что теперь, после такого попол­нения, это не помешает его плодотворной работе.

Ну, что ж? пускай числа всего бы недоставало, Ведь это б не мешало Дела производить.

Но автор басни сомневается, что лев последует этому совету при решении вопроса о составе сочленов совета. Ведь в подобном случае он преступает устав, который нарушать не следует. Еще одна опасность, которая подстерегает совет при таком формировании, заключается в том, что ослы изве­стны своей глупостью. И получается, что нам уже изначально известно о недалекости судей. Таким образом они не смогут принимать необходимые правильные решения. Однако лев имел какие-то свои замыслы при создании такого странного сове­та. Он решил, что хоть ослов и больше, но ум сло­нов сможет навести на правильные выводы и са­мих ослов.

Хоть будь глупцы судьи, лишь счетом бы их стало. А сверх того, как лев совет сей учреждал,

Он вот как полагал

И льстился:

Ужли и впрям что ум слонов

На ум не наведет ослов?

Басню завершает мораль, в которой автор гово­рит о работе такого интересного совета, что создал лев. Совет все-таки открылся, так как необходи­мое число «сочленов» смогли набрать. Однако все пошло не так, как планировал лев. Не слоны на­вели на ум ослов, а ослы свели с ума слонов. Вы­воды, которые делали ослы, наверное, оказались очень непонятными и не поддавались никаким разумным объяснениям.

Однако, как совет открылся,

Дела совсем другим порядком потекли:

Ослы слонов с ума свели.

 

В басне Хемницера высмеивается неразумное государственное устройство, подобное тому, ко­торое организовал лев, создав свой совет из слонов и ослов. Баснописцу было свойственно едко высмеивать дурные нравы и высокомерие поме­щиков и жадность чиновников, а также стремле­ние к личной выгоде, наживе. В центр его вни­мания попадали и другие пороки, которые становились объектом едких насмешек басно­писца. Таким образом он выражал свое отрица­тельное отношение к тому или иному событию в жизни.

Основой для басни послужил случай, кото­рый показывал неприглядность и несостоя­тельность некоторых государственных пред­приятий. Для его поэтического описания он использует не настоящих людей, а животных. Их повадки нам известны с детства. И уже сами слова «слон» и «осел» многое говорят об их ха­рактере.

Хемницер берет для своей басни очень яркие образы, чтобы создать живописную картину. Об­лик слона говорит нам о его доброте и мудрости. Поэтому его членство в новом совете оспаривать просто бессмысленно. Но вот образ осла в данном случае более говорящий. Всем известно, что он глуп. А лев, царь зверей, берет именно ослов в со­нет только для количества.

Этим показывается еще одна сторона нрав­ственной ценности басни. Мораль ее в том, что количество никогда не заменит качество. Наобо­рот, в басне перевес в составе ослов плачевно ска­зывается на всем совете в целом. Несколько муд­рых слонов никак не могут придать ума большому количеству глупых ослов.

В конце басни Хемницер помещает мораль, которая рассказывает о том, что приключилось с новым советом. Дела в итоге пошли совсем не так, как задумывал первоначально лев. Но заме­тим, что никакого обобщения баснописец не делает (хотя мораль часто содержит обобщение, го­воря о типичности случая). Однако это совер­шенно не говорит о том, что случай описанный в басне является единичным. Многие государ­ственные предприятия строятся по этому прин­ципу. Поэтому басня Хемницера обладает не только яркой художественной, но и нравствен­ной ценностью.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.