Часть пятая
Глава I.
Перемена жизни Пьера после помолвки князя Андрея и Наташи. Он вдруг почувствовал, что невозможно больше им и, прежней жизнью. Он удаляется от масонства, совершает снова поездки в клуб, сближается с холостыми компаниями, начинает вести такую жизнь, что Элен вынуждена сделать ему замечание. Пьер, не желая компрометирован. спою жену, уезжает в Москву. В Москве Пьеру «стами спокойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате. Радушный прием его московским обществом и жизнь в Москве. Для московского общества он был самым милым, радушным, рассеянным и русским чудаком-барином. Кошелек его всегда был открыт для всех. Мысли Пьера о неудовлетворенности своей жизнью. Он не может смириться с тем, что стал тем отставным камергером, которых он так ненавидел, когда семь лет тому назад вернулся в Москву, полный сил и стремлений. Он был способен на добро и правду, но в то же время видел, что только ложь и зло способны сохранить жизнь человеку. Он начинает много читать, причем все подряд. Таким образом он спасается от реальной жизни: «Только бы не видеть ее, эту страшную ее».
Глава II.
Приезд в Москву старого князя Болконского с дочерью. Князь играет роль главы московской оппозиции правительству. Князь за последний год постарел, в нем появились признаки старости. Тяжелая жизнь княжны Марьи в Москве. Княжна была лишена в Москве своих радостей: общения с божьими людьми, уединения. Ее одиночество. На замужество Марья не рассчитывала, так как видела, что старый князь со злостью выпроваживает всех молодых посетителей его дома. Друзей у Марьи тоже не было: она отдалилась от Бурьен, Жюли оказалась от нее очень далека, так как была на поре своей популярности как самой богатой невесты города. Скоро должен был вернуться князь Андрей, а она еще не подготовила отца к его женитьбе на Наташе. Сближение старого князя с Бурьен. Он при дочери не стесняется ласкать француженку, что очень задевает Марью. В один из дней княжна, не выдержав, закричала на Бурьен. Раздражение старого князя против дочери за ее крик на француженку. Марья чувствовала себя жертвой, но не смела осуждать отца, так как он был стар и слаб.
Глава III.
День именин князя Николая Андреевича. В этот день князь ходил по дому в ужаснейшем расположении духа, делая вид, что не понимает, что ему говорят, и что его не понимают. Посещение его доктором — французом Метинье, который стал своим человеком в доме Болконских. Князь выгоняет Метинье. Он обвиняет его в шпионстве, называет бонапартовым рабом, и все из-за своего настроения. Гнев старого князя в итоге обрушивается на Марью, ведь это она впустила Метинье. Но, любя все же дочь, он с отчаянием произносит: «И хоть какой-нибудь дурак взял ее замуж!» Именинный обед, гости. Среди гостей были граф Растопчин, князь Лопухин, генерал Чатров, Пьер и Борис Друбецкой. Борис был единственный холостой человек, для которого князь сделал исключение и позволил ему посещать его дом. Разговор о политических новостях. Говорят о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского, о том, что Наполеон поступает с Европой как пират, как только государи это терпят, о ноте, которая была послана Наполеону с осуждением его действий. Князь Николай Андреевич высказывает свое мнение насчет предстоящей войны. Он считает, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут проиграны, пока мы ищем союза с немцами и пока будем соваться в европейские дела. Если бы у нас была твердость в политике и на границе, Бонапарт никогда бы не сунулся в Россию. Растопчин высказывает мнения о том, что мы забыли все русское, Франция стала для русских эталоном и богом, а нужно возвращаться к исконно русскому. Старый князь одобрил эти мысли.
Глава IV.
Все это время княжна Марья слушает разговоры мужчин, но ничего не понимает и даже не замечает учтивости в отношении ее Бориса Друбецкого, уже не в первый раз бывшего в их доме. Разговор Пьера с княжной Марьей о Борисе Друбецком и его намерении жениться. Пьер говорит, что сделал наблюдение, что Друбецкой бывает лишь там, где есть богатая невеста, и он теперь находится в нерешительности, кого лучше атаковать: ее, княжну Марью, или Жюли Карагину. Пьер задает вопрос Марье, пошла бы та за Друбецкого. Невольная откровенность княжны Марьи о себе. Она признается Пьеру, что бывают такие минуты, когда она пошла бы за любого. Пьер неожиданно поражен ее ответом. Ее расспросы Пьера о Наташе. Княжна просит рассказать всю правду о том, кто эта Наташа Ростова. Пьер чувствует, что княжна Марья настроена против Наташи и хотела бы, чтобы
Пьер осудил выбор Андрея. Пьер говорит только, что она обворожительна. Княжна Марья обещает ему, что постарается сблизиться с Наташей и приучить к ней старого князя.
Глава V.
Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису, и поэтому он приехал в Москву. И теперь находится в нерешительности между двумя богатыми невестами: Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья казалась ему привлекательнее Жюли, но ему почему-то неловко было за ней ухаживать. Жюли Карагина. Ей было 27 лет, она после смерти братьев сделалась богатой невестой. Была очень некрасивой, хотя находилась в полной уверенности, что стала еще привлекательнее, чем прежде. Для мужчин, чем старше она становилась, тем была безопаснее — за ней легко можно было ухаживать, не опасаясь обязательств. Туалеты ее всегда были самыми модными. Она казалась разочарованной во всем. Меланхолическое настроение Бориса и Жюли. Борис особенно любил поддаваться меланхолическому настроению Жюли. Борис читал Жюли «Бедную Лизу», она же играла ему самые грустные ноктюрны. Жюли ждала предложения от Бориса. «Но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности и чувство ужаса перед отречением от возможной настоящей любви еще останавливало Бориса». Анна Михайловна наводит справки о приданом. Оно оказывается очень велико. Кроме того, в Москве появляется Анатоль Курагин с намерением жениться на Жюли. Борис может остаться несолоно хлебавши. Предложение Бориса Жюли. Жюли соглашается. Борис думает о том, что всегда сможет устроить так, чтобы реже видеть ее. А потому свадьба была назначена, и начались пышные приготовления к ней.
Глава VI.
Приезд графа Ильи Андреевича Ростова с Наташей и Соней в Москву. Так как граф приехал без жены, то было решено остановиться в доме Ахросимовой. Встреча их с Марьей Дмитриевной Ахросимовой. Она со строгим видом встречает их в дверях залы. Она предлагает помочь, чем сможет по делам подготовки приданого для Наташи. Разговор Марьи Дмитриевны с Наташей. Она поздравляет Наташу с женихом, советует вести себя со старым князем умненько и добренько. Кроме того, она советует завтра же ехать к Болконским с отцом и приласкаться к ним. Князь Андрей приедет, а Наташу уж все в его семье полюбили.
Глава VII.
Визит старого графа с Наташей к князю Николаю Андреевичу Болконскому. Графу в душе было страшно посещать этот дом. Наташа же, надев свое лучшее платье, была в лучшем расположении духа. В доме Болконских им говорят, что князь не может принять, но примет княжна. Прием их княжной. Марья была взволнована приездом Ростовых. Кроме того, отец ее при сообщении о приезде Ростовых закричал, что никого принимать не будет, а она, если хочет, пусть принимает. Наташа оскорблена приемом. Ей казалось, что Марья делала ей милость этим приемом, да сама княжна Наташе не понравилась. Приход старого князя в халате. Он делает вид, что и не знал о приезде Наташи, потому и зашел к дочери в таком виде. Все это настолько ненатурально, что Марье становится стыдно за него. Теперь Наташа и княжна Марья еще недоброжелательнее думали друг о друге. Отъезд Ростовых. Слезы Наташи.
Глава VIII.
Сборы Ростовых в оперу. Мысли Наташи о князе Андрее и своей любви к нему. Она думает о том, что ей нет никакого дела до отца и сестры князя Андрея, главное, что она любит его. Приезд в театр. Внимание, возбужденное Наташей и Соней в театре. Дамы, которые уже присутствовали в опере, оглядывают Наташу женским завистливым взглядом. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Борис с Жюли и Анна Михайловна. Долохов. Он стоял впереди партера, около него, столпившись, стояла вся молодежь Москвы. Граф обращает внимание Сони на него. Шиншин в ложе Ростовых. Элен. Она поражает своей красотой Наташу.
Глава IX.
Начало действия оперы. Восприятие Наташей оперы. Состояние Наташи. Она никак не может вникнуть в то, что происходит на сцене, разглядывает лица, на которых написано восхищение происходящим и думает, что, наверное, так и должно быть. Анатоль Курагин в ложе Элен. Наташа оборачивается и видит необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе с тем учтивым видом. Он тоже взглянул на Наташу и спрашивает о ней сестру, на что та отвечает, что она очень мила. Во время антракта Анатоль проходит мимо ложи Ростовых, глядя только на Наташу. Ей это льстит, она специально поворачивается профилем, считая, что это самое выгодное положение в ее внешности. Пьер у ложи Ростовых. Пока Пьер что-то говорил Наташе, Анатоль заходит в ложу Элен. Он восхищенным, ласковым взглядом смотрит на Наташу. Все последующее действие Наташа постоянно видит, что Анатоль смотрит только на нее, полагая, что он пленен ею, и не предполагая в этом чего-то плохого. Впечатление, произведенное Наташей на Курагина. Разговор Элен со старым графом. Элен, от природы умевшая льстить, говорит, что хочет поближе познакомиться с дочерьми графа, а особенно с Наташей, так как та просто перл, который совестно зарывать в деревне. Она позволяет одной из графинь следующий акт провести в ее ложе, и Наташа переходит в ложу Элен. Третий акт оперы уже не кажется Наташе непонятным, она заворожена действием и даже говорит, что Дюпор восхитителен.
Глава X.
Элен представляет Наташе брата. Анатоль с женщинами был намного умнее и проще, чем в мужском обществе. Разговор Анатоля с Наташей. Он приглашает Наташу на карусель с костюмами, обращаясь к ней так, будто она его давняя знакомая. У Наташи возникает чувство близости с ним. Ее поражает, что в этом человеке, про которого ходит столько слухов, нет ничего страшного, у него самая наивная, веселая и добродушная улыбка. Но Наташе постоянно кажется, что она делает что-то неприличное. Отъезд Ростовых из театра. Беспокойство и мысли Наташи дома о случившемся.
Она спрашивает сама себя, погибла она или нет для любви Болконского. Но тут же успокаивает себя, что никто ни о чем не узнает. Но снова она опять вспоминает, что было в опере, и понимает, что ее чистота любви к князю Андрею исчезла.
Глава XI.
Жизнь Анатоля Курагина в Москве. Он жил в Москве, чтобы найти там блестящую партию, а именно Жюли Карагину. Остановился он у Пьера, который сначала его принимал неохотно, но потом привык и стал ездить с Анатолем на его кутежи. Характеристика Анатоля. Анатоль сводил всех барышень Москвы с ума, но сам он не знался ни с одной из них, так как они в большинстве своем были дурны. Два года назад в Польше он женился, но жену свою бросил и за деньги, которые высылал своему тестю, имел право считаться холостым. Он был уверен в себе настолько, что считал, будто никогда в жизни не делал ничего плохого. И жить он должен только так, как живет сейчас, а не иначе. Его разговор с Долоховым о Наташе. Она произвела на Анатоля сильное впечатление, и он объявляет, что решил приволокнуться за ней. Но Долохов советует ему подождать, пока Наташа выйдет замуж. Анатоль говорит, что любит девочек, которые всегда теряются. Долохов напоминает Анатолю его женитьбу, но тот неумолим.
Глава XII.
Беспокойное настроение Наташи после визита к Болконским и после театра. К нетерпеливости от ожидания князя Андрея прибавилось теперь неприятное воспоминание! о свидании с княжной Марьей. Кроме того, у нее на душе было беспокойство, которому причину отыскать Начина не может. Ей снова вспоминается Курагин, Наташа задает себе один и тот же вопрос, не нарушила ли она обещания, данного князю Андрею? И она вспоминает все, что связано с Курагиным, человеком, который сумел вызвать в ней непонятное для нее и страшное чувство. Марья Дмитриевна едет к старому князю Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи. Приезд к Наташе Элен и приглашение ее на вечер. Элен добродушно болтает, постоянно восхищаясь красотой Наташи. С лица Наташи не сходит улыбка, она чувствует себя счастливой, так как ее хвалит такая не приступная и важная дама, как Элен. Элен же преследовала только одну цель: Анатоль попросил ее свести его с Ростовой, и эта идея забавляла Элен. Возвращение Марьи Дмитриевны. Она приезжает задумчивая, молчаливая, вероятно, понесшая поражение у Болконского. Услыхав о приглашении Элен, говорит, что лучше с ней не водиться, но если уж Наташа пообещала, то надо поехать, чтобы развеяться.
Глава XIII.
Старый граф с Наташей и Соней на вечере у графини Безуховой. На вечере присутствует довольно много народу, но все он незнакомы Наташе. Чтение актрисы Жорж стихов о преступной любви к своему сыну. Наташа ничего не понимает из стихов, она лишь чувствует себя в том странном мире, где нельзя понять границу между хорошим и плохим. Ухаживание Анатоля за Наташей. Когда Наташа видит Анатоля, ее посещает чувство тщеславного удовольствия оттого, что она нравится ему. Танцы. Во время танцев Анатоль говорит Наташе, как она прелестна и что он любит ее. Поцелуй. Вопрос Наташи по возвращении домой, кого она любит, Анатоля или князя Андрея. Она вроде любит князя Андрея — это она помнит ясно, но в то же время она любит и Анатоля, это было несомненно. «Что же мне делать, когда я люблю обоих?» — думает Наташа, но не находит ответ на этот вопрос.
Глава XIV.
Марья Дмитриевна сообщает Наташе и старому графу о своем посещении Болконского и советует им ехать в деревню и там ожидать князя Андрея. Наташа возражает против такого поворота дел. Но Марья Дмитриевна говорит, что иначе ссоры не избежать, а так Болконский приедет и сам все уладит. Письмо княжны Марьи Наташе. Княжна Марья пишет об отчаянии оттого, что между ними произошло. Она просит не обижаться на ее отца, так как он стар, но он добр и не сможет не полюбить ту, которую выбрал Андрей для своего счастья. Неразрешимый вопрос Наташи. Наташа живо представляет себя женою князя Болконского и счастье свое рядом с ним, но в то же время она вспоминает события вчерашнего дня. Получение ею любовного письма от Анатоля. Он пишет, что любит Наташу и не может больше без нее, но понимает, что им нельзя быть вместе. Но одно ее «да» может переменить все. Он похитит ее и увезет на край света. Любовь победит все преграды. Наташа думает, что любит только Анатоля. В этот вечер она не едет никуда под предлогом головной боли.
Глава XY.
Соня читает письмо Анатоля к Наташе. Соня поражена письмом и тем, что она не заметила всего того, что случилось между Наташей и Анатолем. Ее объяснение с подругой. Соня спрашивает, неужели Наташа смогла так быстро разлюбить князя Андрея? Наташа говорит Соне о своей любви к Курагину. Она говорит, что как только его увидела, почувствовала, что он ее властелин, а она его раба, которая не может не любить его. Соня говорит, что все расскажет о письме. Наташа грозит, что, ежели та хоть слово скажет, будет навсегда ее врагом. Письмо Наташи к княжне Марьи с отказом князю Андрею. Она пишет, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который дал ей полную свободу, она разрывает отношения. Объяснение Наташи с Соней после ее свидания с Анатолем у Курагиных и намерение бежать с ним. Соня говорит, что Наташа погубит себя. Та говорит, что и погубит, если надо, но это не их дело. Волнение Сони, заподозрившей план побега Наташи. Она заметила, что Наташа весь день ведет себя неестественно. Соня решает во что бы то ни стало помешать реализации плана побега.
Глава XVI.
Анатоль на квартире у Долохова. План похищения Ростовой. В десять часов Наташа должна выйти на заднее крыльцо, где Курагин посадит ее в тройку и увезет за шестьдесят километров от Москвы. Там их обвенчает расстриженный поп. Затем на почтовых они уедут за границу. Разговор Долохова с Анатолем о его затее. Долохов советует Курагину бросить все, пока не поздно, ведь это не шутки. Ведь если раскроется, что Анатоль женат, его отдадут под уголовный суд. Курагин не внимает ни одному совету товарища. Приезд ямщика Балаги и разговор с ним. Курагин спрашивает, сможет ли Балага все устроить так, как договорено было по плану. Тот отвечает, что ради господ ни себя, ни лошадей не пожалеет.
Глава XVII.
Приготовления Анатоля к отъезду. Он прощается со всеми своими друзьями, раздаривает им дорогие подарки. Прощание с товарищами. Отъезд. Неудача попытки увоза Наташи. В доме Ростовых их ждет только дворник, но Долохов, вовремя почувствовав опасность, помогает Анатолю скрыться.
Глава XVIII.
Разоблачение намерения Наташи. Марья Дмитриевна заставила Соню рассказать обо всем. Марья Дмитриевна запирает Наташу в комнате, а дворнику приказала тех людей, которые приедут за Наташей, впустить и сразу привести к ней. Объяснение Марьи Дмитриевны с Наташей. Она говорит Наташе, что та осрамила себя, как девка последняя. Наташа лежит неподвижно, губы ее сухи, глаза неподвижны. Она кричит, чтобы ее оставили, она умрет. Она признается, что отказала Андрею. Марья Дмитриевна решает все скрыть от графа. Наташа засыпает. Возвращение из Подмосковной старого графа. Отчаяние Наташи. Наташа весь день сидела у окна, как будто ожидая приезда Анатоля. Граф понимает, что в его отсутствие что-то случилось, но боялся сам себе признаться в этом. По случаю нездоровья Наташи отъезд Ростовых в деревню откладывается.
Глава XIX.
Марья Дмитриевна вызывает к себе письмом Пьера. По приезде в Москву Пьер избегает Наташи, так как ему кажется, что он имеет к ней чувство более сильное, чем то, которое должен иметь женатый человек к невесте своего друга. Но какая-то судьба постоянно сводит Пьера с Ростовой. Марья Дмитриевна сообщает Пьеру о разрыве Наташи с князем Андреем и попытке увоза ее Анатолем и просит приказать Курагину уехать из Москвы. Пьер с раскрытым ртом слушает о том, что Андрея променяли на женатого Анатоля! Он жалеет своего друга и с презрением думает о Наташе. Пьер сообщает Наташе, что Анатоль женат. Она долго не хочет этому верить, но в конце концов ей приходится это сделать.
Глава XX.
Пьер отыскивает по городу Анатоля и находит его у своей жены. Во время поисков Пьер узнает, что про похищение Ростовой Анатолем знает уже весь город, но Пьер отрицает эти слухи. Объяснение Пьера с Анатолем. Он говорит Элен и Анатолю о том, что где они, там разврат и зло. Сначала Анатоль старается выгородить себя, прикидывается невиновным. Но, видя, что Пьер разъярен, он испугался и признался во всем. Пьер обещает, что ничего тому не сделает при условии выполнения Анатолем некоторых обязательств. Он приказывает Анатолю отдать все письма Наташи, молчать о том, что было между ними. Анатоль требует с Пьера денег, тот обещает дать ему. На следующий день Курагин уезжает в Петербург.
Глава XXI.
Пьер у Ахросимовой. Попытка Наташи отравиться и ее болезнь. Наташа в тот день, когда узнала, что Анатоль женат, попробовала отравиться мышьяком. Разговор в городе о похищении Ростовой. Пьер старается развеять слухи, говоря лишь, что его шурин сделал Ростовой предложение, но получил отказ. Приезд князя Андрея и вручение ему отцом отказа Наташи. Пьер у Болконских. Пьер видит, что Марья довольна отказом Наташи. Разговор князя Андрея с Пьером об отказе Наташи. Оживление старого князя и радость княжны Марьи по поводу расстройства свадьбы князя Андрея. Князь Андрей просит Пьера передать Наташе ее портрет и письма. Пьер сообщает о болезни Наташи, но Болконский сухо принимает эту новость. Пьер напоминает Андрею об их разговоре о прощении падшей женщины, намекая этим на Наташу. Но Болконский говорит, что он считает, что падшую женщину можно простить, но это еще не значит, что он может простить. В доме Болконских царила радость. Пьер понимает, какую злобу и презрение вызывает Наташа у этой семьи и что больше никогда нельзя при них упоминать ее имя.
Глава XXII.
Пьер у Ростовых. Его свидание и разговор с Наташей. Наташа говорит о том, что князь Андрей советовал ей обращаться к нему в любое время. Чувство жалости и любви Пьера к Наташе. Наташа просит Пьера сказать Андрею, чтобы тот простил ее за все зло, которое она причинила ему. Пьер спрашивает, любила ли Наташа Анатоля, но та просит не напоминать ей о нем. Вообще она недостойна внимания Пьера. Пьер невольно выдает себя. Он говорит, что «если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Слезы Наташи. Пьер по дороге домой. Комета 1812 г. и настроение Пьера. Теперь Пьеру все люди казались так жалки и бедны по сравнению с тем чувством, которое он испытывал. Комета предвещала что- то ужасное, но в Пьере она не вызвала страха. Ему казалось, что комета вполне «отвечала ему, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».