Есть ли в этой басне диалог? Можно ли испуганное молчание Мальчика рассматривать как участие в диалоге или перед нами лишь монолог Змеи?
Можно считать, что перед нами монолог Змеи. Однако испуганное молчание Мальчика — героя басни, показывает, что он — внимательный слушатель Змеи. Возможно ли вообще назвать диалогом такой способ общения, при котором один говорит, а другой его слушает? Наверное, да, если события развиваются дальше и в разговор вступает молчавший ранее участник. Но в этой басне такого продолжения мы не предполагаем, так что стоит говорить о монологе Змеи.
Можно ли считать слова Змеи моралью басни? Если это так, попробуйте доказать свою правоту.
Часто считают моралью этой басни часть монолога Змеи. При этом называют такие слова:
«…коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет…»
Чему учит басня? Попробуйте сочинить свой вариант морали этой басни.
Басня учит быть осторожней и предусмотрительней. Вариантов морали этой басни может быть много: «Будь осторожней»; «Всегда думай о том, что нужно учесть в каждом конкретном случае»; «Не торопись, а больше размышляй, прежде чем совершить какой-либо поступок».
В чем вы видите ошибку Мальчика?
Мальчик, наверное, поступил торопливо и не подумал, что вместо угря в руку ему может попасть Змея. Если Мальчик просто не знал о возможности появления Змеи, то его можно обвинить только в том, что он не сумел подготовиться к своей ловле и не знал, какие неожиданности его ждут. Если же он хорошо знал, кто водится в этой реке, то тогда можно говорить о его беспечности, об отсутствии предусмотрительности.
Один ученик дал басне «Мальчик и Змея» свое название — «Роковая ошибка». Прав ли он?
Едва ли он прав, потому что это событие в жизни Мальчика завершилось благополучно. Ошибка, конечно, была, и она могла стать роковой, но не стала — Змея оказалась достаточно спокойной и лишенной желания мстить за беспокойство. Точнее был ученик, который назвал эту басню «Необдуманный поступок».
Вспомните событие из вашей жизни, которое напоминало бы то, что случилось в басне «Мальчик и Змея».
На тему, которая лежит в основе басни «Мальчик и Змея», ученики обычно рассказывают много случаев из своей жизни. Это воспоминания и об опрометчивых поступках во время летних путешествий в незнакомых местах, и о необдуманных решениях в выходные дни и даже на уроках. Часто ученики вспоминают о том, как вышли отвечать, не зная урока, и отважно пытались заменить общими словами то, что нужно было рассказать. Практически все находили свои варианты собственных необдуманных поступков.
В каких знакомых вам баснях герою доверено произнести мораль басни?
Чаще всего автор сам предлагает мораль басни. И все-таки бывает так, что мораль звучит из уст героя. Вот в басне «Лжец» последние слова принадлежат самому Лжецу:
«Послушай-ка, — тут перервал мой
Лжец, —
Чем на мост нам идти, поищем лучше
броду».
Так герой косвенно признает свою ложь. В басне «Квартет» читаем:
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Хороший ответ дают Корни Листам, которые считали, что именно они — краса долины всей:
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».