Познакомьтесь с названиями «Сказок дедушки Иринея»: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анекдоты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр»,«Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червячок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «Отрывки из журнала Маши», «Два дерева». Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по заглавию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.
Чаще всего вы называете сказки «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке». Но к сказкам можно отнести и «Анекдоты о муравьях», и многие другие произведения из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название «Сказки». И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повествования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.
Прочтите фрагмент из «Анекдотов о муравьях.
Как известно, главное занятие муравьев — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зерен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.
В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая свое сокровище и не доверяя его похитителям».
Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?
Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблюдения любознательного человека за случайно попавшими в поле его зрения насекомыми. Он делает вывод об их благоразумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувства, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведениях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечиваются не только живые существа, но и явления природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и характеристиках.
Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровесник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?
Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармливают птиц и белок, и при этом с ними происходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для синичек, которую никак не удавалось «ограбить» воронам: он так умело ее расположил, что крылья ворон мешали им подлетать к этой кормушке.