Каковы художественные особенности «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М.Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать»). Сказки написаны эзоповым языком, благодаря чему можно было избежать цензурных запретов. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин о человеке, который попал в ссылку, говорил, что он познакомился «с Макаром, который телят не гонял».
Что роднит сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина с народными?
С народной сказкой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина роднит использование фольклорных приемов (сказочный зачин, сказочные формулы), традиционные аллегорические образы зверей, народное миропонимание. Кроме того, в языке сказок используются народные пословицы и поговорки.
Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Объектом осмеяния в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина является самодержавие («Медведь на воеводстве»), господа, живущие за счет народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Богатырь»), буржуазные либералы, якобы заботящиеся о народе («Орел-меценат», «Коняга»), мораль обывателей («Премудрый пескарь»).
Что объединяет деятельность всех градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
В «Описи градоначальникам» М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что общее в их деятельности — разорение и притеснение народа, под какими бы лозунгами это не происходило. Каждый из них «делал поход против недоимщиков», «обложил в свою пользу жителей данью». Органчик управлял с помощью двух слов: «Не потерплю!» и «Разорю!» Угрюм-Бурчеев усмирял глуповцев одним только взглядом, который «вызывал опасение за человеческую природу вообще». Среди градоначальников были такие, которые секли «абсолютно», другие — цивилизованно, третьи — просвещенно. Но суть отношений с народом Глупова оставалась одной — угнетение.
Каков идеал общественного устройства Угрюм-Бурчеева в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Идеалом общественного устройства Угрюм-Бурчеева является казарма. Его понятие о справедливости «не шло дальше всеобщего равенства перед шпицрутеном». Внутри его района «можно было только маршировать». Все многообразие жизни он хотел втиснуть в прямую линию и «притом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево». Особенно ярко М.Е. Салтыков-Щедрин рисует образ идеального города, каким представлял его Угрюм-Бурчеев.
Каков смысл финальной сцены в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
В финале повести появляется грозное «Оно», а Угрюм-Бурчеев исчезает. Предвестием «Оно» послужил момент, когда глуповцы «взглянули друг на друга — и вдруг устыдились». Тогда и начало что-то назревать, что неминуемо должно было привести к изменению порядков. Жители города поняли, что «из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу».