Каковы основные темы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Через все творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в «Губернских очерках», «Помпадурах и помпадуршах», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Все эти темы находят отражение и в «Сказках».
Какая деталь в «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил» говорит о рабской покорности народа?
В «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков-Щедрин показал, что паразиты-генералы не способны ни к какому труду. Они привыкли пользоваться трудом мужика, который безропотно выполняет все их прихоти, вплоть до того, что сам вьет веревку, которой генералы привязывают его к дереву, чтобы не убежал. Эта деталь подается с горькой иронией — М.Е. Салтыков-Щедрин осуждает пассивность и покорность народа.
Что такое аллегория? Приведите примеры.
Аллегория — это иносказание, когда под видом животных, например, изображаются какие-то черты человека. В сказке «Медведь на воеводстве» М.Е. Салтыков-Щедрин под видом медведя изобразил тупого и жестокого правителя, которого можно усмирить только рогатиной. В сказке «Коняга» образ Коняги — это аллегория трудового народа, лишенного всех радостей жизни. Его трудом пользуются Пустоплясы — буржуазные интеллигенты, рассуждающие о народе, но не способные изменить его жизнь.
Что такое гротеск? Приведите примеры.
Гротеск — прием условности, основанный на преувеличении, доходящем до фантастических размеров. Но такое преувеличение, хотя и выводится за пределы правдоподобия, выступает как реалистически мотивированное, выявляющее скрытые потенциальные возможности явления или персонажа. Так, в «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескные образы градоначальника с фаршированной головой, градоначальника с головой-органчиком.
Какой вывод делается в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат»?
В сказке автор делает вывод, что «просвещение для орлов вредно» и «орлы вредны для просвещения».
Что символизируют образы Коняги и Пустоплясов?
Коняга — это бесконечно трудящийся народ, закабаленный и бесправный, плодами труда которого пользуются болтуны Пустоплясы. Под Пустоплясами М.Е. Салтыков-Щедрин изобразил представителей разных идейных направлений: либералов, славянофилов, реакционных народников, рассуждающих о несокрушимости духа Коняги-народа.