Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и философскую глубину придают в романе лирические отступления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические (они подчеркивают достоверность описываемого или развивают философскую тему) и лирические (в них поэт представляет собственную оценку того, что изображается в произведении, выражает свои чувства и размышления, ведет диалог с читателем и т. д.)
Тематика отступлений. Среди всего многообразия четко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) мысли автора о специфике романа, плане его написания (гл. 1, строфы 59-60);
2) с темой романа тесно связана и тема творчества вообще (гл. 2, строфы 940, гл. 3, строфы 11-14);
3) картины светской жизни (гл. 1, строфы 5, 18, 25, 29-30):
4) мысли о вечном чувстве — любви (гл. 1, строфы 31-34, 57-58);
5) одна из центральных тем всего творчества А. С. Пушкина — тема свободы — не могла не отразиться в романс «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа 50);
6) тема деревенской жизни (гл. 1, строфа 55-56);
7) тема дружбы (гл. 2, строфа 14);
8) мысли о родном языке (гл. 3, строфы 26-30);
9) воспевание картин русской природы (гл. 4, строфы 40-43, гл. 5, строфы 13, гл. 7, строфы 14);
10) размышления автора о реалиях жизни в Москве (гл. 7, строфы 36-37);
11) тема искусства, его роль в жизни человека (гл. 1, строфы 19-20);.
12) автобиографические мотивы (гл. 1, строфы 19, 29- 34 и др.).
Все отступления позволяют поэту создать образ автора, а также расширить границы повествования и превратить роман, по словам В. Г Белинского, в «энциклопедию русской жизни», т.е. произведение А. С. Пушкина перестает быть произведением о частной истории.