Пьеса М. Горького «На дне» (1902). Эта драма стала результатом жизненного опыта и философских исканий писателя. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский», — отмечал автор в интервью в 1903 г.
Основной конфликт пьесы М. Горького «На дне». Драматургический конфликт пьесы М. Горького «На дне» строится на противопоставлении двух философий. Что может дать надежду человеку в трудную минуту: утешительная ложь или суровая правда? Столкновение разных точек зрения в споре о Человеке и правде и поворотным моментом в развитии событий становится появление среди героев странника Луки.
Философия Луки в пьесе. Носителем идеи, что «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…», становится странник Лука. Его жизненная философия строится на сострадании и сочувствии нуждающимся в этом людям (спившийся Актер, умирающая Анна, романтичная Настя). Пытаясь навеять «сны золотые», Лука несколько уводит своих собеседников от реальности: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…» Странник понимает, что найти справедливость на земле бывает слишком трудно и разум не всегда может помочь. «И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может обух для тебя…», — обращается странник к Пеплу. Лишь вера, по мнению Луки, удерживает человека и придает ему силы. Но герой предупреждает, что может стать со слабым человеком, если тот вдруг утратит веру, — рассказывает притчу о праведной земле. (Характеристику образа Луки см. в билете № 5 — вопрос 2.)
Мировоззрение Сатина. Идейным оппонентом Луки в пьесе выступает Сатин, такой же обитатель «дна», как и остальные герои. Это рационалист и циник, но он ратует только за истину, находя даже в спасительной, утешительной лжи оскорбление для Человека. «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… а кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Сатин высказывает мнение, противоположное точке зрения Луки на Правду и Человека, но при этом и признает определенную правоту Луки: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… <…> Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! <…> Старик? Он — умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
Авторская позиция. В трактовке авторской точки зрения в споре о правде нет единого мнения до сих пор.
Участие в споре других персонажей пьесы. Другие персонажи в той или иной мере лишь обозначают свое отношение к проблемному вопросу. Так, например, картузник Бубнов, человек циничный, говорит: «А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Это не позиция Сатина, выступающего за Человека и уважение его личности, нет, Бубнов не дорожит такими понятиями.
Клеш, старающийся изо всех сил выбраться из ночлежки, не нуждается в правде: «Какая — правда? Где — правда?… Вот — правда! Работы нет…силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда?» Сомневается в необходимости правды и Наташа: «Видно, вранье-то… приятнее правды…»
Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне» не получают однозначного решения. Столкновение двух полярных точек зрения позволяет читателю сделать свой выбор.