Почему сказка о двух генералах названа автором «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в сборнике сказок оказалась повесть?
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сказочное начало сюжета: генералы внезапно «по щучьему велению, по моему хотению» (по воле автора) оказались на необитаемом острове. Сказочно и появление на острове мужика, который обустроил быт генералов, кормил их, даже суп в пригоршне варил, и доставил домой на Подьяческую улицу. Начиная с уже упомянутого сказочного выражения, в «Повести…» заложено много фольклорных мотивов. Тем не менее в произведении поставлены острые социальные проблемы, отражающие реальную жизнь. Никчемность и ничтожество праздных генералов, покорность русского мужика особенно резко выявляются на фоне сказочного сюжета. Это и позволило Салтыкову-Щедрину определить род произведения в заглавии как повесть, подчеркивая жизненность изображенной ситуации.
Определите важнейшие элементы композиции сказки. Есть ли в ней экспозиция? Какой эпизод вы считаете завязкой? Какой — кульминацией? Какой — развязкой?
Завязка несколько опередила экспозицию сказки. В самом начале сообщено, что генералы оказались на необитаемом острове, а затем уже кратко рассказана предыстория этого события. Время от времени экспозиционные сведения дополняют представление о генералах уже в процессе развития действия, например, что один из них был поумнее другого, так как служил учителем каллиграфии. Кульминация сказки — встреча с мужиком, которая основательно перевернула их существование на острове в «светлую» сторону. Развязка — счастливое возвращение в Петербург, блаженное питие кофе, получение огромной суммы накопившейся в казначействе пенсии и награждение мужичины рюмкой водки и пятаком серебра.
Есть ли в сказке эпилог или сюжет обрывается на развязке?
Справка. Эпилог — повествование о том, как сложились судьбы героев после рассказанных в основной части произведения событиях.
О дальнейшей судьбе генералов ничего не говорится, да в этом нет необходимости: их жизнь абсолютно не изменится по сравнению с той, какой она была до их пребывания на необитаемом острове. Надобности в эпилоге нет, и Салтыков-Щедрин вполне логично обрывает повествование на развязке.
Создайте устные портреты генералов из сказки. Почему так трудно уловить их различие? Как вы объясните такой прием изображения героев?
Автор не показывает различий между судьбами генералов, их характеров. Их образы не индивидуализированы. Они совершенно одинаковы и по своей низкой интеллектуальности, духовной опустошенности, неприспособленности к жизни. Оба склонны к лени, их интересы не выходят за рамки гастрономии и т. д. Информация, которую они получают, ограничивается разделом происшествий газеты «Московские ведомости». Прием изображения в художественных образах произведений литературы наиболее характерных признаков лиц определенной категории называется типизацией.
Можно напрячь свою фантазию и представить их в разных ситуациях в различном портретном виде. Когда они сыты, они выглядят белыми, довольными, улыбающимися, полными. Самодовольны. А когда голодны, то лица их озлоблены, глаза навыкате, зубы оскалены. Они подползают друг к другу, и каждый готов искусать и растерзать товарища, чтобы как-то утолить голод. Эта сцена выразительно изображена в сказке. Писатель подсказывает деталь портретной характеристики: они в ночных рубашках и с орденом на шее. Можно при создании устного портрета представить их манеру держаться с мужиком: строгая, надменная манера. Говорят языком приказа, упрекают в тунеядстве.
Подготовьте рассказ о мужике, которому удалось двух генералов прокормить.
О мужике мы узнаем, что он громадного Роста, очень трудолюбив и приспособлен к сложностям жизни, к физическому труду. Находчив. Писатель удивляет нас покорностью этого мужика, его готовностью служить господам даже в условиях необитаемого острова, где он не скован никакими социальными обязательствами. Тем не менее он робеет от окрика генералов и даже позволяет привязать себя на время сна веревкой, чтобы не убежал. В бытность в Петербурге, он на Подьяческой улице маляром работал. Скорбя о покорности русского народа, Салтыков-Щедрин язвительно замечает: «Начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и — мужицким его трудом не гнушалися!»
Исполнение ролей зависит от понимания характеров персонажей и ситуации, в которой происходит тот или иной диалог. Возьмем, к примеру, сцену чтения генералами газеты «Московские новости», номер которой, казалось бы, случайно найден на необитаемом острове. Ремарки подсказывают нам манеру исполнения: «взволнованный голос», «в отчаянии», «поникли головами» и т. д. Сначала читающий с наслаждением передает обстановку парадного обеда «у почтенного начальника древней столицы». Читающий раздражает и свой аппетит, и аппетит своего собеседника. Второй генерал приходит в отчаяние от «гурманной» информации. Наконец, оба приходят в состояние уныния. Интонации в этом диалоге могут меняться: от восторженной до почти плачущей.
Какие слова в этом произведении пришли из языка народных сказок, а какие из словаря канцелярий, в которых служили генералы? Попробуйте создать «Краткий словарь генералов из сказки».
Из языка народных сказок
Жили да были.
По щучьему велению, по моему хотению.
Сказано-сделано.
Делать нечего.
Прошел день, прошел другой.
Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Ни пером описать, ни в сказке сказать.
Океан-море.
Из словаря канцелярий
Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.
Оставшись за штатом.
Любезный друг.
Ваше превосходительство.
Кофейку испить.
Промыслить что-либо.
Особливо.
Можно ли создать словарик тех слов, которые произнес мужик?
В речи мужика преобладают просторечные выражения: коли, словно муха, будьте покойны, не впервой.
Какие художественные приемы более всего важны в этой сказке?
Гротеск, фантастика, гипербола.
В каких произведениях вы встречали гротеск как ведущий прием изображения героев?
«Левша» Н. С. Лескова, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина , повести Н. В. Гоголя и др.