Марк Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету

Как вы могли бы определить жанр этого про­изведения: репортаж с места события, юмористиче­ский рассказ, воскресный фельетон, сатирический очерк или нашли свое определение?

Можно предложить два варианта опре­деления жанра произведения Марка Твена.

  1. Сатирический рассказ с элементами памфлета, представляющего собой заклю­чительный монолог неудавшегося редак­тора сельскохозяйственной газеты. Соче­тание небольшого рассказа об одном жиз­ненном случае, ведущегося от имени главного персонажа, с гневным обличени­ем общественных устоев, выходящих за рамки конкретной эпохи времен Марка Твена, усиливает сатирический и об­личительный пафос произведения.
  2. Фельетон, занимающий промежуточ­ное положение между художественным произведением малой формы (новелла, рассказ, очерк) и газетной или журналь­ной статьей; последний монолог придает произведению определенный элемент пуб­лицистичности.

Какие эпизоды, воссозданные в рассказе, бо­лее всего запомнились?

Запоминаются визиты почтенного стар­ца и длинного субъекта с жидкими косма­ми волос. В диалогах с ними высвечивают­ся те «новшества», которые внес замещаю­щий редактора в сельскохозяйственную газету. И особо колоритен монолог его пе­ред уходом из редакции, колоритен по об­ращениям в адрес постоянного редактора и по метким и ярким характеристикам об­щественных нравов.

Перечислите активных собеседников редакто­ра газеты и попробуйте охарактеризовать каждого из них.

Почтенный старец — хороший знаток сельского хозяйства. Он консервативен, ему не свойственно чувство юмора, он глу­боко возмущается теми непрофессиональ­ными пассажами, которые появились в газете. Его как читателя устраивает га­зета в ее прежнем виде. Он вспыльчив. Субъект с жидкими космами также глубо­ко взволнован газетными статьями нового редактора, что принимает себя за умали­шенного и только тогда успокаивается, когда слышит чтение газетного текста из уст самого редактора. Его речь, в которой он перечисляет увечья и поджоги, им со­вершаемые после знакомства с содержа­нием газеты, абсурдна, также как абсурд­на деятельность замещающего редактора. В этом отношении он — двойник главного героя.

Охарактеризуйте редактора, который сумел найти себе такую достойную замену.

Прежде всего, редактор проявил не­оправданную доверчивость и легкомыслие ради получения возможности уйти в отпуск. Видимо, абсолютно прав редактор-непрофессионал, что общество и не требует от журналистов знания того дела, о котором они пишут. Настоящий редак­тор такой же представитель общества, который до поры до времени (пока не произошло нечто одиозное) также не по­интересовался компетентностью человека, который должен временно заменить его.

Завершите наблюдения характеристикой ге­роя рассказа — начинающего редактора сельскохо­зяйственной газеты.

Начинающий редактор сельскохозяйст­венной газеты — достаточно смелый жур­налист, берущийся за любое дело, лишь бы получить работу и доход. Он вполне способен с помощью остроумных журна­листских трюков увеличить тираж газе­ты. Конечно, он прекрасно понимает свою некомпетентность в сельском хозяйстве и старается компенсировать ее отсутствие комическими пассажами типа «корова те­ряет оперение» или устрицы ведут себя спокойно, пока играет музыка. Гротеск­ная трактовка сельскохозяйственных тем помогает ему привлечь к газете другую категорию читателей вместо небольшой устоявшейся группы фермеров и других, ожидающих от газеты полезные рекомен­дации. Он не представляет собой ка­кое-либо одиночное явление невежества или является неудачником в жизни, у не­го вполне реальное представление о путях к успеху, которые стимулирует общество. Потому он довольно снисходительно и на­смешливо общается с редактором газеты, ласково обращаясь к нему: гороховый стручок, капустная кочерыжка, тык­вин сын, брюква вы этакая, арбузное дерево и т. д.

В последнем монологе многообещающего ре­дактора есть утверждения, которые вполне пере­кликаются с живой практикой сегодняшнего дня. Прочтите его и попробуйте или поспорить, или под­твердить правильность его суждений.

Оспорить, к сожалению, его утвержде­ния невозможно. В них — порочность и тогдашней, и сегодняшней жизненной практики. Мораль общества, отсутствие твердых нравственных критериев созда­ют подчас благоприятные условия для карьерного и материального успеха тех, кто меньше знает, но больше шумит.

Какие художественные приемы, свойственные сатире, наиболее активно использованы в этом рас­сказе? Какие из них так же активно использовал в своей сказке Щедрин?

Марк Твен, активно используя ги­перболу в сочетании с фантастическим началом, доводит изображение до гро­тескного. Прием гротеска используется также и в прочитанной нами сказке Сал­тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сохрани к себе на стену!

Один комментарий к “Марк Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.