Как вы могли бы определить жанр этого произведения: репортаж с места события, юмористический рассказ, воскресный фельетон, сатирический очерк или нашли свое определение?
Можно предложить два варианта определения жанра произведения Марка Твена.
- Сатирический рассказ с элементами памфлета, представляющего собой заключительный монолог неудавшегося редактора сельскохозяйственной газеты. Сочетание небольшого рассказа об одном жизненном случае, ведущегося от имени главного персонажа, с гневным обличением общественных устоев, выходящих за рамки конкретной эпохи времен Марка Твена, усиливает сатирический и обличительный пафос произведения.
- Фельетон, занимающий промежуточное положение между художественным произведением малой формы (новелла, рассказ, очерк) и газетной или журнальной статьей; последний монолог придает произведению определенный элемент публицистичности.
Какие эпизоды, воссозданные в рассказе, более всего запомнились?
Запоминаются визиты почтенного старца и длинного субъекта с жидкими космами волос. В диалогах с ними высвечиваются те «новшества», которые внес замещающий редактора в сельскохозяйственную газету. И особо колоритен монолог его перед уходом из редакции, колоритен по обращениям в адрес постоянного редактора и по метким и ярким характеристикам общественных нравов.
Перечислите активных собеседников редактора газеты и попробуйте охарактеризовать каждого из них.
Почтенный старец — хороший знаток сельского хозяйства. Он консервативен, ему не свойственно чувство юмора, он глубоко возмущается теми непрофессиональными пассажами, которые появились в газете. Его как читателя устраивает газета в ее прежнем виде. Он вспыльчив. Субъект с жидкими космами также глубоко взволнован газетными статьями нового редактора, что принимает себя за умалишенного и только тогда успокаивается, когда слышит чтение газетного текста из уст самого редактора. Его речь, в которой он перечисляет увечья и поджоги, им совершаемые после знакомства с содержанием газеты, абсурдна, также как абсурдна деятельность замещающего редактора. В этом отношении он — двойник главного героя.
Охарактеризуйте редактора, который сумел найти себе такую достойную замену.
Прежде всего, редактор проявил неоправданную доверчивость и легкомыслие ради получения возможности уйти в отпуск. Видимо, абсолютно прав редактор-непрофессионал, что общество и не требует от журналистов знания того дела, о котором они пишут. Настоящий редактор такой же представитель общества, который до поры до времени (пока не произошло нечто одиозное) также не поинтересовался компетентностью человека, который должен временно заменить его.
Завершите наблюдения характеристикой героя рассказа — начинающего редактора сельскохозяйственной газеты.
Начинающий редактор сельскохозяйственной газеты — достаточно смелый журналист, берущийся за любое дело, лишь бы получить работу и доход. Он вполне способен с помощью остроумных журналистских трюков увеличить тираж газеты. Конечно, он прекрасно понимает свою некомпетентность в сельском хозяйстве и старается компенсировать ее отсутствие комическими пассажами типа «корова теряет оперение» или устрицы ведут себя спокойно, пока играет музыка. Гротескная трактовка сельскохозяйственных тем помогает ему привлечь к газете другую категорию читателей вместо небольшой устоявшейся группы фермеров и других, ожидающих от газеты полезные рекомендации. Он не представляет собой какое-либо одиночное явление невежества или является неудачником в жизни, у него вполне реальное представление о путях к успеху, которые стимулирует общество. Потому он довольно снисходительно и насмешливо общается с редактором газеты, ласково обращаясь к нему: гороховый стручок, капустная кочерыжка, тыквин сын, брюква вы этакая, арбузное дерево и т. д.
В последнем монологе многообещающего редактора есть утверждения, которые вполне перекликаются с живой практикой сегодняшнего дня. Прочтите его и попробуйте или поспорить, или подтвердить правильность его суждений.
Оспорить, к сожалению, его утверждения невозможно. В них — порочность и тогдашней, и сегодняшней жизненной практики. Мораль общества, отсутствие твердых нравственных критериев создают подчас благоприятные условия для карьерного и материального успеха тех, кто меньше знает, но больше шумит.
Какие художественные приемы, свойственные сатире, наиболее активно использованы в этом рассказе? Какие из них так же активно использовал в своей сказке Щедрин?
Марк Твен, активно используя гиперболу в сочетании с фантастическим началом, доводит изображение до гротескного. Прием гротеска используется также и в прочитанной нами сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
почему так много текста