Вторая часть стихотворения написана ямбом. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк. Чему способствует свобода использования разного количества стоп в этой части? Чем отличается стихотворный размер первой и второй частей?
Вторая часть написана ямбом, но не четырехстопным, как первая, а вольным — разностопным, количество стоп в каждой строке различно.
Использование Лермонтовым различного количества стоп в строке помогает ему выразить свое личное отношение к Поэту: здесь и преклонение перед гением, и боль, и скорбь. Как уже говорилось, эта часть представляет собой элегию, полную глубокой печали. В стихах этой части содержится и прямое обращение к Поэту, содержащее даже упрек: «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной / Вступил он в этот свет, завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей?»
Определите важнейшую антитезу в первой части стихотворения. Найдите антитезу во второй части стихотворения. Как она связана с антитезой, которая отчетливо рисуется в строках первой части?
В первой части стихотворения обращаем внимание на антитезу, которой придает большое значение автор и которая будет связана с антитезой второй и третьей частей.
Одинокому Поэту («Один, как прежде») противопоставлена толпа тайных убийц, прикрывающихся пустой похвалой Поэту и «жалким лепетом» своего оправдания. Лермонтов раскрывает подлинное лицо этой толпы, с ненавистью относившейся к «свободному, смелому дару» Поэта-гения, стремившейся оклеветать поэта, сделать его жизнь невыносимой. Автор стихотворения видит в этих людях соучастников преступления — убийства Поэта. Им в лицо он бросает свое обвинение, которое с каждой строкой стихотворения становится все более резким, и в конце уже звучит как проклятие тем, кто «жадною толпой» стоит у трона.
Во второй части, несмотря на ее элегическое настроение, антитеза приобретает новые черты: дивному гению противопоставлены насмешливые клеветники, невежды, ничтожества, благородству и простодушию Поэта — коварство, лицемерие и клевета. Не случайно Лермонтов заменил один из эпитетов: вместо клеветникам безбожным (как было в первоначальном варианте) поставил клеветникам ничтожным. Использование антитезы помогает более ярко представить безнравственный облик убийц и светлый образ Поэта-гения.
Почему именно третья часть, написанная позднее, вызвала такой гнев властей? Найдите наиболее резкие обличительные строки. Против кого они направлены? Какие художественные приемы способствовали созданию такого грозного обличения?
Последние 16 строк представляют собой сатиру, гневное обличение, которое пронизывает каждую из строк и имеет уже политический характер, что вызвало возмущение властей. Обращаясь непосредственно к людям, близким к власти, автор называет их «надменными потомками» отцов, прославившихся лишь своей подлостью.
Для понимания глубокого смысла обличения важны такие строки:
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Лермонтов говорит не только о врагах Пушкина, а о палачах «Свободы, Гения и Славы». Автор стихотворения глубоко верит в возмездие, неотвратимость Высшего суда, недоступного «звону злата»: «Но есть, есть Божий суд… / Есть грозный судия…» У Лермонтова, как отмечают исследователи его творчества, Божий суд сливается с судом истории. Стихотворение заканчивается прямой антитезой: черной крови палачей противопоставлена праведная кровь Поэта.
Остановимся на художественных приемах, которые способствовали созданию такого грозного политического обличения.
Отметим приемы ораторской речи — непосредственное обращение автора к толпе: «А вы, надменные потомки…», «Вы, жадною толпой стоящие у трона», «Тогда напрасно вы прибегнете к злословью…». Эти грозные обвинения проникнуты презрением и гневом автора.
Нужно сказать и о большом количестве в этой части стихотворения восклицательных предложений, передающих высокий накал страстей, возмущение поэта.
Обратите внимание на уничижительные эпитеты, характеризующие толпу, на прямую языковую антитезу в конце стихотворения.
Хочется, чтобы вы вошли в эмоциональный мир лермонтовского стихотворения, разделили чувства поэта, почувствовали силу страстного лермонтовского слова, тогда вы найдете и правильные интонации при чтении отдельных фрагментов стихотворения.
Это стихотворение возвестило приход в литературу нового великого поэта, воспринятого современниками как достойного наследника Пушкина.