Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ Бога с жилистой рукой, напоминающий образ мудрого, опытного, много пережившего, понимающего человека. Звезды берегут земное и в том числе спокойствие человека. Среди героев стихотворения кто-то, кому нужны звезды, зажигающиеся на небе, Бог и сами звезды.
Можно ли считать, что «кто-то» — это и есть лирический герой стихотворения, а звезды — воплощение его мечты?
За словом «кто-то» скрывается обобщенный образ человека, нуждающегося в живом участии, защите своей духовности, озарении своего жизненного пути божественным смыслом. Звезды — не просто мечта о прекрасном, но и путь воплощения ее в жизнь.Скрипка и немножко нервно
ВОПРОСЫ
Каких героев стихотворения вы можете назвать?
Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой — персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении.
Почему геликон назван «меднорожим»? (Геликон — басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя?
Меднорожим он назван и потому, что сделан из меди, но главным образом потому, что в этом инструменте символизируется неспособность к восприятию эмоционального мира другого, в данном случае — скрипки. Он произносит три слова: «дура», «плакса», «вытри», проявляя нежелание и недоступность сочувствия нуждающемуся в нем.
ЗАДАНИЯ
Анализируя прочитанные стихотворения Маяковского, определите общность тем и настроений.
Человек в окружающем пространстве, его нужда в духовной опоре, потребность во взаимопонимании, стремление найти духовный смысл существования — вот основные темы прочитанных стихотворений.
Чередуются трагические и успокаивающие моменты в настроении лирического героя. Вторая часть названия стихотворения «Скрипка и немножко нервно» характеризует внутреннее состояние автора.
Маяковский обращается и к контрастам — духовное противостоит в его лирике бездуховному. Первые впечатления от прочитанного: поэзия раннего Маяковского необычна. Необыкновенно эмоционально сформулированы заглавия стихотворений, содержащие либо призыв прислушаться к голосу поэта, либо определение основной тональности настроения лирического героя. Он тонок, нежен, склонен к рефлексии и саморефлексии, активен в своем сочувствии, сопереживании, стремлении достичь гармонии душевого состояния. «Мы ужасно похожи», — говорит он скрипке, ассоциируясь с образами, заключающими в себе высокое содержание, в своем стремлении найти гармонию с миром.
Попробуйте доказать, что оба стихотворения созданы молодым поэтом примерно в одно время.
Доказать это можно, раскрыв сходство настроений и тональности этих стихотворений. Уязвимость, ранимость лирического героя Маяковского, его одиночество были характерны для творчества поэта времен начала Первой мировой войны (1914), когда и были написаны эти стихотворения.