Маяковский, Послушайте! Что должны услышать читатели в стихотворении?

Что должны услышать читатели в стихотворе­нии? Могли бы вы назвать героев этого стихотво­рения?
Прежде всего, читатели должны услы­шать и прочувствовать лирический на­строй поэта на постижение высокого в жизни. Зажигающиеся звезды связыва­ют душу человека с космическим про­странством.

Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ Бога с жилистой рукой, напоминающий образ мудрого, опытного, много пережив­шего, понимающего человека. Звезды бе­регут земное и в том числе спокойствие человека. Среди героев стихотворения кто-то, кому нужны звезды, зажигающие­ся на небе, Бог и сами звезды.

Можно ли считать, что «кто-то» — это и есть лирический герой стихотворения, а звезды — во­площение его мечты?

За словом «кто-то» скрывается обоб­щенный образ человека, нуждающегося в живом участии, защите своей духовности, озарении своего жизненного пути божест­венным смыслом. Звезды — не просто мечта о прекрасном, но и путь воплоще­ния ее в жизнь.Скрипка и немножко нервно

ВОПРОСЫ

Каких героев стихотворения вы можете на­звать?

Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой — персонажи стихотворения. По-настояще­му героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая вопло­щает духовное начало в произведении.

Почему геликон назван «меднорожим»? (Ге­ликон — басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя?

Меднорожим он назван и потому, что сделан из меди, но главным образом потому, что в этом инструменте символизиру­ется неспособность к восприятию эмоци­онального мира другого, в данном слу­чае — скрипки. Он произносит три слова: «дура», «плакса», «вытри», проявляя не­желание и недоступность сочувствия нуж­дающемуся в нем.

Оркестр, некоторые инструменты которого названы в стихотворении, — коллективный свиде­тель лирической сценки. Сходная ситуация возни­кает в баснях. Почему мы утверждаем, что перед на­ми лирическое стихотворение?
Благодаря сильнейшему накалу чувств, идущих от лирического героя, понимаю­щего и разделяющего чувства скрипки. Нужда во взаимопонимании сближает скрипку как особо тонкий музыкальный инструмент и человека как тонкий душев­ный организм. Оркестр символизирует обывательскую толпу, не воспринимаю­щую неординарность как таковую.

ЗАДАНИЯ

Анализируя прочитанные стихотворения Ма­яковского, определите общность тем и настроений.

Человек в окружающем пространстве, его нужда в духовной опоре, потребность во взаимопонимании, стремление найти духовный смысл существования — вот основные темы прочитанных стихотво­рений.

Чередуются трагические и успокаиваю­щие моменты в настроении лирическо­го героя. Вторая часть названия стихо­творения «Скрипка и немножко нервно» характеризует внутреннее состояние ав­тора.

Выразите свои впечатления, возникшие при первом знакомстве с этими стихотворениями (нео­бычность названий, образов, ритмики).
Автор склонен к призывности как ос­новному качеству своей поэзии. Основной призыв — понять друг друга, боль, заботы каждого и посильно помочь, не остаться равнодушным. Поэт метафоричен, щедр на экстравагантные формы. Создаваемые формы необычны.

Маяковский обращается и к контрас­там — духовное противостоит в его лири­ке бездуховному. Первые впечатления от прочитанного: поэзия раннего Маяковско­го необычна. Необыкновенно эмоциональ­но сформулированы заглавия стихотворе­ний, содержащие либо призыв прислу­шаться к голосу поэта, либо определение основной тональности настроения лириче­ского героя. Он тонок, нежен, склонен к рефлексии и саморефлексии, активен в своем сочувствии, сопереживании, стрем­лении достичь гармонии душевого состоя­ния. «Мы ужасно похожи», — говорит он скрипке, ассоциируясь с образами, за­ключающими в себе высокое содержа­ние, в своем стремлении найти гармонию с миром.

Попробуйте доказать, что оба стихотворения созданы молодым поэтом примерно в одно время.

Доказать это можно, раскрыв сходство настроений и тональности этих стихотво­рений. Уязвимость, ранимость лириче­ского героя Маяковского, его одиночество были характерны для творчества поэта времен начала Первой мировой войны (1914), когда и были написаны эти стихо­творения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.