Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Лопухиной он писал: «…Мой лучший родственник — я сам». Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось. Философское осмысление жизни и своего места в ней приводило поэта к осознанию трагичности мира. Лирический герой Лермонтова остро и болезненно переживает отчужденность, особенно трагично начинает звучать тема «одиночества в толпе».
Своеобразие внутреннего мира лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова. Неудовлетворенность собой, обманчивость мечты, разочарованность заставляют лирического героя М. Ю. Лермонтова размышлять в стихотворении «Одиночество» (1830) о смерти как о возможном избавлении от переживаний:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны…
Мотив одиночества особенно часто звучит в стихотворениях зрелого периода творчества, когда все чаще заявляют о себе философские темы. Все поэтические произведения объединяет глубокое страдание лирического героя от невозможности преодолеть вынужденное одиночество.
«Гляжу на будущность с боязнью…» (1838). Душа лирического героя устала от пережитого, в ней царит тьма и холод, но даже безрадостная картина настоящего не может поколебать желания найти понимание среди людей:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И как преступник перед казнью Ищу кругом души родной…
«И скучно и грустно» (1840). Стихотворение отразило утрату веры и надежды в любовь, дружбу, собственное высокое предназначение — все болезни, столь характерные для представителей 30-х гг. Итог прожитого неутешителен:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
«Выхожу один я на дорогу…» (1841) — состояние внутреннего мира лирического героя, отделенного от всего сущего, противопоставляется миру внешнему. Границы пространства расширяются до размеров Вселенной, отчего человек в этом огромном мире испытывает одиночество особенно остро:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Гармония и покой мира не доступны герою, душу которого разрывают внутренние противоречия и тоска отчаяния. В этом стихотворении отмечается еще один мотив лирики М. Ю. Лермонтова, тесно связанный с мотивом одиночества, — это мотив странничества. Лирический герой определяет себя как человека ищущего, находящегося в вечном пути, везде и для всех являющегося чужим. Тему одиночества и поиска родной земли, своего пристанища развивает и хрестоматийное стихотворение «Листок» (1841). Особенная драматичность в стихотворении создается антитезой образов молодой зеленой чинары и засохшего дубового листка. В мире счастливых и довольных собой нет места «ищущим бури» странникам:
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
Образ листка, выросшего и созревшего в «отчизне суровой», наполняется метафорическим смыслом.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840). В основу стихотворения легли впечатления поэта, полученные им на новогоднем балу в Дворянском собрании Петербурга, однако размышления автора выходят за рамки конкретного случая и получают обобщенное звучание. Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому герою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в которой задыхается герой, ведущий исповедь. Мечта поэта, раскрывающаяся во второй части стихотворения, сталкиваясь с действительностью, остается лишь несбыточным желанием. Стихотворение сочетает в себе черты элегии и сатиры, романтического и реалистического произведения.
Тема поэта и его предназначения в жизни в лирике М. Ю. Лермонтова также часто реализует мотив одиночества, что связано с избранностью художника, его тяжкой участью борца. В стихотворении «Смерть поэта» (1837) автор говорит о гибели «светоча, дивного гения», в смерти которого Лермонтов обвиняет «свет завистливый и душный»:
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!
Стремление найти родственную душу звучит и в любовной лирике М. Ю. Лермонтова. Но и здесь герой сталкивается с иллюзорностью или быстротечностью чувства. Безысходной грустью проникнута любовная лирика поэта, одним из центральных мотивов которой также становятся одиночество и тоска.
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
«К*» (1832)