Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красоты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» революции мыслится поэтом как очищающая и возрождающая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока призывать в статье «Интеллигенция и революция», которая увидела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».
Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
Обобщенный образ революции на страницах поэмы создается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это подчинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «трагическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изображаемому времени черты стихийного начала — это и есть сама революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки является стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в созидательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской любви. Появление в заключительной части поэмы образа Христа с кровавым флагом предлагает несколько трактовок финала: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, высшая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ними — несомненно».
Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».
Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпического сюжета и реализацией в рамках произведения лирических принципов композиционного строения «Двенадцати». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и событий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображению.
Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в художественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представленного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).
Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведений своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».