МЯТЕЖНЫЙ дух. Байрон
Английский аристократ, он бросил вызов парламенту, традиции и несвободе. Он призвал палату лордов защитить рабочий люд. Он преодолел увлечение просветительскими идеями, аккумулировал в своей поэзии лучшие черты романтической эстетики и пришел к реалистическим обобщениям. Он сменил родовой замок на экзотические пейзажи Испании, Греции, Албании, Турции, Мальты. «Мировая скорбь» Джорджа Ноэла Гордона Байрона переросла во всемирную славу поэта.
Черты романтического мироощущения наметились уже в первом сборнике стихотворений начинающего поэта — «Часы досуга», получившем негативную оценку журнала «Эдинбургское обозрение». В это время лорд Байрон (аристократический титул он в 10-летнем возрасте унаследовал наряду с поместьем Ньюстедот двоюродного деда) получает образование в Кембриджском университете. И немедленно проявляется гордая натура поэта: по мотивам отрицательных критических откликов он пишет сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», от издания которой, как видно из предисловия к произведению, его всячески отговаривали друзья.
Из трусости молчать я не желаю!
Пусть критики клевещут и бранят,
Глупцам я посвящу сатиры яд.
Перо мое, свободы дар бесценный!
Ведомый желанием освободиться от консервативных общественных условностей, поэтическим сердцем ощущающий болезненный разрыв между мечтой и действительностью, Байрон в своем творчестве создает образ молодого исключительного героя, пресыщенного впечатлениями светской жизни, утомленного бездействием, разочарованного в идеалах и алчущего безграничной внутренней свободы от внешних оков. Такого героя назовут «байроническим» в честь его создателя, а в творчестве поэта высшим художественным воплощением этой романтической концепции станет поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», написанная Байроном во время путешествия по странам Ближнего Востока (где поэт стремился «не по книгам создать свое мнение о человечестве») и частично опубликованная в 1812 году.
В это время Байрон активно выступает в палате лордов: произносит речь в поддержку луддитов, крушащих станки, пришедшие на смену ручному труду и обусловившие стремительный рост безработицы; заостряет вопрос о политическом положении Ирландии; рассуждает о неприкосновенности депутатов парламента. Позиция Байрона всегда категорична, в конечном итоге он со скандалом покидает палату лордов и, пережив громкий развод с женой (масла в огонь с удовольствием подлили многочисленные недоброжелатели гордого поэта), саму Англию, куда ему так и не суждено будет вернуться. Подобно своему герою, Байрон начинает вести жизнь непризнанного изгнанника-скитальца.
Интересно, что в своем странничестве Байрон всегда оказывался, как сказали бы сегодня, в «горячих точках». Так, он принял участие в освободительном движении итальянских карбонариев против австрийского владычества, а впоследствии, покинув Италию, примкнул к рядам греческих патриотов, боровшихся с турецким игом. Поэт и умер в Греции от тяжелой лихорадки, благодарная чужая страна объявила в его честь национальный траур.
Последним и неоконченным произведением поэта стал «Дон Жуан», который в жанровом отношении скорее определяется как роман в стихах, нежели как поэма, за счет художественного анализа (сделанного на основе нарождающихся принципов реалистического письма) причин формирования характера героя. Финальные сцены произведения должны были изображать участие Дон Жуана в Великой французской революции, что в очередной раз свидетельствует о бесконечной мятежности самого поэта, «властителя дум», как назвал его Пушкин, определившего пути развития мирового романтизма.