ВЛАСТЬ ДЕНЕГ. БАЛЬЗАК
Критические реалисты Западной Европы XIX века первыми забили тревогу по поводу неуклонного нарастания потребительских ценностей в обществе, которое культивирует иллюзию, будто, достигая финансового благополучия и популярности в высшем обществе, человек становится счастливым. Следуя такой общественной установке, герои Оноре де Бальзака, люди молодые и чистые душой, делают главной целью и смыслом жизни получение места под солнцем французского света и удовлетворение самых смелых материальных притязаний. Писатель же в каждом романе «Человеческой комедии» предупреждает: этот путь ведет к разрушению личности и, как следствие, к гибели души.
Пожалуй, главный вопрос, который ставит перед своими читателями Бальзак, — это вопрос о причинах столь безоглядной жажды богатства и славы, которая неизменно начинает обуревать молодых мечтателей с изначально прекрасными жизненными интересами и целями. Что интересно, таким же полным надежд юношей пришел в литературу и сам Бальзак.
Первый роман будущего великого писателя — «Шагреневая кожа» был написан в 1830 году, когда за плечами лорда Роона и Ораса де Сент-Обена (под такими псевдонимами свой путь начинал Бальзак) числилось немало «артефактов» бульварной литературы, написанных в соавторстве и самостоятельно. Не желая работать на юридическом поприще, Бальзак отдался во власть строптивой литературной фортуны. Опыт создания «низовых» произведений, действие которых характеризуется типичными для переходного от сентиментализма к предромантизму периода приметами (монастыри, тайные рукописи, неожиданные находки и др.), широкое использование мистификаций, позволяющих лихо «закрутить» интригу, — все это пригодилось создателю «Шагреневой кожи».
Использование романтического элемента — исполняющая желания волшебная кожа, приобретенная персонажем в лавке древностей, — позволяет Бальзаку раскрыть абсолютно реалистический конфликт, воссозданный с глубоким психологизмом. Центральный образ романа — Рафаэль де Валантен, который оказывается первым в череде бальзаковских героев, кто проходит путь от страстного романтика с горящими глазами к духовно опустошенному эгоисту-цинику. При этом динамика внутреннего разложения персонажа подана писателем на панорамном современном фоне. Обусловленность духовной деградации героя средой, в которой он живет и действует, и обстоятельствами, под воздействием которых «перерождается», показана Бальзаком с яркой убедительностью реалиста.
«Человеческая комедия» и стала той реалистической моделью мира, которая определила пути развития одноименной художественной системы в литературном процессе XIX века. Критическая интонация при этом оказывается доминантной в эмоциональном отношении автора к изображаемым персонажам и явлениям. Разделив свое масштабное эпическое полотно (число героев достигает 4 тысяч!) на три части — «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды», — Бальзак выступил как писатель, с философских позиций анализирующий причины падения современных нравов.
Стремясь осмыслить природу власти денег над человеком XIX века, те глобальные причины, которые привели к разрушению личности, сделав ее заложницей сиюминутных потребностей и ложных социальных запросов, Бальзак в каждом своем «этюде» подчеркивает призрачность материальных ценностей и общественной популярности перед лицом смерти. Трагическая обреченность человека, служащего «золотому тельцу», передана писателем-реалистом настолько доказательно и масштабно, что не остается фактически никакой надежды на выход из замкнутого порочного круга. Пожалуй, поэтому в «Человеческой комедии» нет места персонажам-детям (символ будущего), не изображаются светлые стороны жизни общества, не представлен так называемый «положительный идеал». Бальзак критикует действительность и человека в ней, но его главная гуманистическая цель — предостеречь личность от незаметной для нее самой гибели под тяжким бременем легкой потребительской ноши. И это предупреждение писателя-реалиста как нельзя более актуально звучит и сегодня.