Какую роль играет эпиграф в этой пьесе?
Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.
Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?
Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»
Представьте, что вы должны поставить «Ревизора» на сцене. Какую роль в вашей подготовке может сыграть афиша и специальные замечания Гоголя под названием «Характеры и костюмы»?
Городничий, как главное лицо в городе, дан первым в афише — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Из афиши известно, что у него есть жена и дочь, следовательно, человек он семейный. Как отмечает Гоголь в «Замечаниях для господ актеров», на службе городничий уже много лет, человек он неглупый. Хотя он и взяточник («не любит пропускать того, что плывет в руки»), «но ведет себя очень солидно»; говорить ему надо ни громко, ни тихо, но так, чтобы каждое сказанное им слово было значительно, действовало на подчиненных. Начинал он службу с низших чинов и дослужился до должности городничего в одном из городов, от которого, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доехать».
Одет он, по обыкновению, в военный мундир с петлицами, на ногах ботфорты со шпорами; городничий высокого роста, черты лица его грубы, жестки, и сам он должен производить внушительное впечатление на окружающих.
Интересны замечания Гоголя относительно его поведения: «переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Так обстоятельно представлен городничий в «Замечаниях для господ актеров». Гоголь хотел, чтобы актеры, играющие в его комедии, прежде всего «схватили душу роли ».
Опишите комнату в доме городничего. Как объяснить, что по поводу ее обстановки в ремарках нет ни слова? Прочтите ремарку в начале второго действия. Как вы объясните разницу между описанием номера в гостинице, где жил Хлестаков, и упоминанием о комнате городничего?
В ремарке к действию первому сказано о месте действия — «Комната в доме городничего» — и только. Ничего не говорится об убранстве комнаты, о мебели, хотя известно, что на первом представлении в Петербурге Гоголь сам распорядился вынести из комнаты городничего роскошную мебель, которая была поставлена, и заменить ее простой, прибавить клетки с канарейками.
Обстановка в номере гостиницы, где остановился Хлестаков, дана в ремарке к действию второму более подробно. По-видимому, номер под лестницей относится к недорогим («маленькая комната»), его обстановка довольно убога: «постель» (барская), на которой валяется его слуга Осип, когда барин отсутствует, стол, пустая бутылка, чемодан, сапоги, платяная щетка, чтобы придать петербургскому платью барина приличный вид, и «прочее» — к «прочему», видимо, относятся два стула, один из которых был потом предложен Хлестаковым городничему («Сделайте милость, садитесь»). Все говорит о временном проживании людей в этой «скверной комнате» (как называет ее Хлестаков), а монолог Осипа подтверждает, что его барин «профинтил дорогою денежки», играя «в картишки», а теперь сидит здесь и «хвост подвернул».
Столь подробное описание номера в гостинице свидетельствует о стремлении Гоголя дать читателю, зрителю первое представление о тех житейских условиях, в которые попал петербургский «елистра- тишка», любящий всюду «показать себя».