В каком действии происходит завязка пьесы? Чем вызвана такая затянутая экспозиция? Прочтите в лицах ту часть пьесы, которую вы считаете завязкой.
«Комедия, — писал Гоголь, — должна вязаться сама собою, всей своей массою в один большой узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно-два — коснуться того, что волнует более или менее всех действующих лиц. Тут всякий герой». Посмотрим, как реализуется это важное положение Гоголя в действии первом пьесы, где мы знакомимся и с экспозицией, и с завязкой комедии «Ревизор».
Справка. Экспозиция — та часть пьесы, в которой дана расстановка действующих лиц, положение и характеры героев до начала действия, содержит мотивы, которые будут развиваться в дальнейшем.
Несколько затянувшаяся экспозиция в комедии «Ревизор» вызвана стремлением автора пьесы познакомить читателей, зрителей с картиной жизни одного из уездных городов, раскрыть причины, которые привели чиновников во главе с городничим к их роковой ошибке, показать, что движущей пружиной действия является страх.
Действие в комедии начинается с сообщения городничим собравшимся чиновникам о «пренеприятном известии» — в город едет ревизор из Петербурга «с секретным предписанием». Но это еще не все: в письме Чмыхова, которое читает вслух городничий, содержится фраза, повергающая всех присутствующих в страх. Чмыхов пишет, что ревизор «может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…». Это заставляет предусмотрительного городничего начинать действовать сразу — он считает необходимым дать советы каждому из присутствующих чиновников. Все его указания поверхностны, касаются лишь внешней стороны дела: попечителю богоугодных заведений он советует надеть на больных чистые колпаки («Это можно», — соглашается Земляника), над кроватями их написать «всякую болезнь» по-латыни, когда заболел, какого дня и числа, и лучше, чтобы больных «было меньше»; судье Ляпкину-Тяпкину, сама фамилия которого говорит об отношении к делу, — убрать из присутственных мест гуся с гусенками, снять арапник со шкафа с бумагами и т. д. Причем каждый его совет сопровождается словами: «Я и раньше хотел вам это заметить, но все как-то позабывал».
Советы городничего, а позднее указания квартальному (явление IV), высказывания самих отцов города свидетельствуют о халатном отношении к своим обязанностям, о полной безответственности, злоупотреблениях на службе. Отсюда и всеобщий страх при приближении опасности — приезда ревизора. Не случайны и реплики городничего, завершающие явления I и II действия первого: «…инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?» — «Ляпкин-Тяпкин». — «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!..»; «…у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь — и шасть…» Дверь действительно отворяется, и в нее, запыхавшись, вбегают Бобчинский и Добчинский с сообщением о «чрезвычайном происшествии», «неожиданном известии».
Казалось бы, все чиновники уже предупреждены городничим о возможном приезде ревизора, даны указания, вернее, советы, но всех вместе волнует один вопрос: «Где может находиться «инкогнито проклятое» ?»
Явление III действия первого — завязка, начиная с которой действие развивается стремительно. Сообщение Добчинского и Бобчинского упало на подготовленную почву. По каким же признакам два «городских болтуна» приняли молодого человека, увиденного в гостинице, за ревизора? Их несколько, вполне удовлетворивших взволнованных чиновников, ждавших «инкогнито проклятое»: первый, который прежде всего воспринят присутствующими, — денег не платит и не едет; важен и второй: «Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…»
Первая реакция городничего — слова, произнесенные «в страхе»: «Что вы, Господь с вами! это не он!» Но слышит в ответ убедительные возгласы Добчинского и Бобчинского: «Он!» «Он, он, ей-богу, он… Такой наблюдательный: все обсмотрел… так он и в тарелки к нам заглянул». При известии, что проезжий молодой человек живет в городе уже больше двух недель, городничего охватывает ужас. Как не испугаться: «В эти две недели… Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Новость больше не подвергается сомнению.
Нужно спешно действовать. Достаточно сопоставить ремарки, сопровождающие речь городничего в явлении I и II, с ремарками в явлении V, чтобы убедиться, как он взволнован: «Значительно поднимает палец вверх», «Берет вместо шляпы футляр», «Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр» и др. В его речи одни вопросительные и восклицательные предложения, все указания квартальному даются в спешке, в сильном волнении.
Почти все действующие лица («завязка обнимает не одно-два лица») реагируют на это неожиданное известие, все в волнении, в панике, каждый спешит хоть что-нибудь исправить в подвластных ему заведениях, у каждого есть свои грехи и «грешки». Городничий, дав указания квартальному и частному приставу, решает сам отправиться в гостиницу «пронюхать» молодого человека, узнать, что он собой представляет («Беда, если старый черт, а молодой весь наверху»).
Кажется, уже все действующие лица комедии включились в завязку. Оказывается, нет. Последнее явление первого действия — появление Анны Андреевны и Марьи Антоновны. Они тоже взволнованы всем происходящим и не хотят узнать новости «после». Их тоже интересует, каков он — ревизор? Какие у него глаза — черные или нет?
Первое действие заканчивается словами Анны Андреевны: «Скорее, скорее, скорее, скорее!» Завязка, таким образом, «обнимает» все действующие лица: «здесь каждый герой».
Что ууу?