О стихотворении А. А. Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…»
Стихотворение «Настоящую нежность не спутаешь…» в учебнике-хрестоматии отсутствует, поэтому приведём его полностью:
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!
Стихотворение написано в 1913 году. Дело в том, что Ахматова была замужем за Н. С. Гумилёвым, с которым, несмотря на замужество, у неё сложились очень непростые отношения. Гумилёв был очень яркой личностью, он сам являлся одним из сильнейших русских поэтов того времени. Кроме этого, он был любителем-этнографом и совершенно бесстрашным человеком. Часто ездил в разнообразные экспедиции, особенно любил ездить в Африку. Его этнографические коллекции уступают только коллекциям знаменитого русского путешественника Миклухо-Маклая.
Муж и жена подолгу не виделись, причём жена продолжала вести общественно активный, правильнее даже сказать — богемный образ жизни. Невозможность быть рядом с мужем и беспрестанные ухаживания со стороны многих мужчин, лёгкий светский флирт дразнили воображение и заставляли выдумывать различные ситуации и обыгрывать их стихотворно.
В стихотворении кратко говорится о том, что лирическая героиня стосковалась по тихой человеческой нежности, которую невозможно спутать с церемонными жестами поклонников женской красоты и таланта. Внешние проявления заботы и нежности далеки от соответствующих переживаний, а признания в любви, тем более в первой любви, совершенно искусственны на фоне упорных взглядов светского охотника за женщинами.
Высказывание критика Н. В. Недобрбво, не имеет никакого отношения к анализу этого стихотворения, как то подразумевается в вопросе, это был отзыв на выход целого сборника. Для того чтобы соглашаться или не соглашаться с таким отзывом, надо быть знакомым со всем сборником, иначе мнение критика, насыщенное сложными образами, остаётся сложным для понимания. В приведённом отрывке неясно, какому завету А. С. Пушкина должна последовать молодая поэтесса.
В целом, если упростить приведённое высказывание до формулы: «Ахматова — поэтесса точности и глубины, исходящей из чуткости и проницательности её сердца», то с ним можно согласиться. В её стихах нет красочных описаний и пышных метафор. Можно сказать, что они достаточно аскетичны по форме. Минуя сложные словообразования поэтов-современников, она пишет о тех переживаниях и впечатлениях, которые зачастую и толкают человека к сложнейшим философским и психологическим изысканиям.