Обществознание. Межличностные конфликты и пути их разрешения

Межличностные конфликты и пути их разрешения

При нарушении в процессе общения правил взаимности мо­гут возникать конфликты. Их появление обусловлено наличием противоречий во взглядах, целях, интересах, мнениях партнёров по об­щению. Неразрешённые конфликты могут привести к разрыву межличностных отношений.

Как правило, конфликты проходят через несколь­ко стадий:

  • возникновение конфликтной ситуации;
  • осознание конфликта;
  • проявление конфликтного поведения;
  • углубление конфликта;
  • разрешение конфликта.

В основе конфликтов лежат противоположные же­лания и интересы людей (во время совместного про­ведения отпуска группой людей: кто-то отдаёт пред­почтение пляжному отдыху, а кому-то интересней посмотреть достопримечательности, отсутствие взаи­мопонимания может привести к конфликтной ситуа­ции); смысловые барьеры в общении, связанные с раз­ным пониманием одних и тех же слов, фраз, событий; стилистический барьер, возникающий при несоответ­ствии стиля речи ситуации (ученик отвечает на уроке, употребляя жаргонные обороты); различия, связанные с положением в обществе; эмоциональные барьеры из-за разницы в чувствах и вызванных ими состояни­ях; моральные барьеры, возникающие из-за различ­ного представления о правилах и нормах поведения.

При осознании сторонами конфликтной ситуации чаще всего встречаются четыре основных варианта поведения: сотрудничество, компромисс, приспосо­бление и избегание. Сотрудничество направлено на совместный поиск решения, удовлетворяющего все стороны конфликта. Компромисс предусматривает отказ каждой из сторон от части своих изначальных притязаний, поиск варианта, устраивающего каждую из сторон. В случае, если на уступки идёт только одна из сторон конфликта — это приспособление. Уход от конфликтной ситуации (избегание) не решает кон­фликта и в будущем может привести к распаду дру­жеских связей между людьми.

Для возникновения конфликта необходим инци­дент — конкретный случай, который даёт толчок к пе­реходу конфликта в открытую стадию. Иногда одна из конфликтующих сторон сознательно провоцирует другую на создание подобных инцидентов. Немало та­ких примеров можно привести из истории.

Конфликты бывают конструктивными (стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений) и неконструктивными (одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, на­пример к оскорблениям).

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.