Межличностные конфликты и пути их разрешения
При нарушении в процессе общения правил взаимности могут возникать конфликты. Их появление обусловлено наличием противоречий во взглядах, целях, интересах, мнениях партнёров по общению. Неразрешённые конфликты могут привести к разрыву межличностных отношений.
Как правило, конфликты проходят через несколько стадий:
- возникновение конфликтной ситуации;
- осознание конфликта;
- проявление конфликтного поведения;
- углубление конфликта;
- разрешение конфликта.
В основе конфликтов лежат противоположные желания и интересы людей (во время совместного проведения отпуска группой людей: кто-то отдаёт предпочтение пляжному отдыху, а кому-то интересней посмотреть достопримечательности, отсутствие взаимопонимания может привести к конфликтной ситуации); смысловые барьеры в общении, связанные с разным пониманием одних и тех же слов, фраз, событий; стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи ситуации (ученик отвечает на уроке, употребляя жаргонные обороты); различия, связанные с положением в обществе; эмоциональные барьеры из-за разницы в чувствах и вызванных ими состояниях; моральные барьеры, возникающие из-за различного представления о правилах и нормах поведения.
При осознании сторонами конфликтной ситуации чаще всего встречаются четыре основных варианта поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. Сотрудничество направлено на совместный поиск решения, удовлетворяющего все стороны конфликта. Компромисс предусматривает отказ каждой из сторон от части своих изначальных притязаний, поиск варианта, устраивающего каждую из сторон. В случае, если на уступки идёт только одна из сторон конфликта — это приспособление. Уход от конфликтной ситуации (избегание) не решает конфликта и в будущем может привести к распаду дружеских связей между людьми.
Для возникновения конфликта необходим инцидент — конкретный случай, который даёт толчок к переходу конфликта в открытую стадию. Иногда одна из конфликтующих сторон сознательно провоцирует другую на создание подобных инцидентов. Немало таких примеров можно привести из истории.
Конфликты бывают конструктивными (стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений) и неконструктивными (одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например к оскорблениям).