Одним из распространенных приемов художественного изображения является аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И.А. Крылова. Аллегоричны сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре с хозяином постоялого двора:
«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» — «Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях; черти на погосте». — «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».
Используя аллегорию, поэт стремится выделить в изображаемом главное, существенное, что по каким-то причинам нельзя назвать прямо.