Метафора — перенесение свойств одного предмета или явления на другие по сходству, по аналогии. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т.д.
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток. (А. С. Пушкин)
В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая часть только подразумевается. Метафора — это скрытое сравнение:
Горит восток зарею новой… (А. С. Пушкин)
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам. (С. Есенин)
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок. (Н. Заболоцкий)
Наиболее распространенным видом метафоры является олицетворение — прием, в котором неживое уподобляется человеку:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. С. Пушкин)
Дремлет чуткий камыш… (И. Никитин)
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная Будет бежать и бежать… (Н. Рубцов)
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. (С. Есенин)
Олицетворение может быть развернутым, образующим целое стихотворение. Например, у С. Есенина клен «очеловечивается»:
Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый,
Что стоишь, согнувшись Под метелью белой?
Или что увидел,
Или что услышал,
В поле за деревню Погулять ты вышел.
На сопоставлении различных явлений основана не только метафора, но и сравнение. Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики. В сравнении всегда есть два члена — то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается:
Морозом выпитые лужи Хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)
Если метафора и сравнение основаны на сопоставлении разных предметов и явлений жизни, то антитеза основана на противопоставлении, контрасте. Художественность этого приема заключается в том, что рядом поставленные противоположности резче подчеркивают друг друга:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)
Черный вечер. Белый снег. (А. Блок)