Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги (один — двусложная стопа или два — трехсложная). Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении пять основных размеров.
Двусложные: хорей — ударение на первом слоге, ямб — ударение на втором слоге.
Трехсложные: дактиль — на первом слоге, амфибрахий — на втором слоге, анапест — на третьем слоге.
Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие — двух- или трехсложные стопы делится стих.
Примеры:
Хорей: Буря мглою нёбо кроет… (А. С. Пушкин)
Ямб: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын… (М. Ю. Лермонтов)
Дактиль:
Славная осень. Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит,
(Н. А. Некрасов).
Амфибрахий:
Сижу за решёткой в темнице сырой…(А. С. Пушкин).
Анапест:
На заре ты её не буди…
(А. Фет)
В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно. Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой «лесенке» В. Маяковского:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку — тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов отдать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский.