Определение «Силлабо-тоническая» система стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она осно­вана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиа­ковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении едини­цей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая еди­ница стиха, которая включает в себя один ударный / и примы­кающие к нему безударные слоги (один — двусложная стопа или два — трехсложная). Порядок расположения ударных и без­ударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении пять основных размеров.

Двусложные: хорей — ударение на первом слоге, ямб — ударение на втором слоге.

Трехсложные: дактиль — на первом слоге, амфибрахий — на втором слоге, анапест — на третьем слоге.

Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие — двух- или трехсложные стопы делится стих.

Примеры:

Хорей: Буря мглою нёбо кроет… (А. С. Пушкин)

Ямб: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…  (М. Ю. Лермонтов)

Дактиль:

Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит,

(Н. А. Некрасов).

Амфибрахий:

Сижу за решёткой в темнице сырой…(А. С. Пушкин).

Анапест:

На заре ты её не буди…

(А. Фет)

В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложе­ния. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих де­лится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно. Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой «ле­сенке» В. Маяковского:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку — тут у булочной одна —

сплошная плешь, —

из себя

и то готов отдать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

ешь!

Хотя декламационно-тонический стих не стал основной сис­темой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.