Словообразовательное (деривационное) значение — это обобщенное значение, которое присуще некоторому множеству производных слов и отличающее их от производящих слов. Так, например, у ряда глаголов на -еть — таких, как седеть, смелеть, слабеть — можно выделить словообразовательное значение становления какого-то признака — того, на который указывает мотивирующее прилагательное. Существительные с суффиксом -ун, мотивированные глаголами, указывают на лицо (реже — на предмет или животное), производящее какое-то действие или склонное к этому действию: бегун, прыгун, лгун, молчун, хвастун (лица); грызун, полоскун, скакун (животные); шатун, зыбун (неодушевленные предметы) и др.
Данный тип значения обычно выражается при помощи словообразующих формантов, но в ряде случаев лексическое значение производного слова не складывается просто из механической суммы значений производящего слова и форманта, а характеризуется еще и некоторым приращением смысла. Так, при образовании существительных со значением действующего лица может использоваться суффикс -телъ. Когда он добавляется к основам таких глаголов, как читать или преследовать, возникают существительные читатель, преследователь, указывающие на любого человека, совершающего названное действие: всякий, кто читает, может быть назван читателем; всякий, кто кого-то преследует, может быть назван преследователем. Если же данный суффикс присоединить к основе глагола писать или стараться, то происходит видоизменение смысла: не всякий, кто пишет, может быть назван писателем; и тем более старатель — не тот, кто старается что-либо сделать. В этом и состоит явление приращения семантики мотивированного слова.