Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву
Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную.
Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны («Отчизны внемлем призыванье»), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: «…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»
Заключительное пятистишие содержит мысль о том, что России не нужно «самовластье»: самодержавие должно быть ограничено конституцией. Так понимали будущие декабристы (в отличие от Карамзина) благо России и ради этого будущего готовы были на самые решительные поступки.
«Пока свободою горим…»
В русском языке существует выражение «душа горит», так мы говорим, когда очень желаем чего-то, чувствуем неодолимое стремление.
Второе четверостишие стихотворения начинается со строки: «…Но в нас горит ещё желанье…» Выражение горит желанье говорит о том, что страстное желание гражданина может быть не менее сильным и глубоким, чем страсть любви.
Второй раз в стихотворении Пушкин употребляет глагол гореть в строке: «Пока свободою горим…» Желание свободы для себя сливается с желанием свободы для Отечества; одно не мыслится без другого. Порыв к свободе — прекрасный порыв души человеческой, и самое лучшее, что может сделать человек, — это посвятить своё горение Отчизне.
Концовка стихотворения
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший и одного — заключительного — пятистишия, которое, как кода в музыкальном произведении, мощно завершает стихотворение. Схема рифмовки его такова: АБАБА, причём заканчивается текст мужской рифмой, которая звучит, как мажорное утверждение.
Мысль концовки состоит в осознании необходимости и неизбежности исторических преобразований и в огромной роли людей — друзей Пушкина, которые стремятся к этому.