Ответ на экзаменационный билет: «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы

ТЕМА 1: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 1, вопрос 1)

«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древ­нерусской литературы. Это произведение обладает такими вы­сокими художественными достоинствами, что можно уверен­но предположить наличие в эпоху создания «Слова» развитой письменной и книжной культуры.

Трудно вообразить себе тот огромный временной промежу­ток, который отделяет нас от событий, описанных в «Слове о полку Игореве». Читая этот литературный памятник «старины глубокой», мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности, характеризую­щаяся тем, что Русь представляла собой не единое государ­ственное образование, а «содружество» многочисленных от­дельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждо­вали друг с другом.

Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор «Слова»: «…сказал брат брату: «Это мое и то мое же». И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сто­рон приходили с победами на землю Русскую». Словом «пога­ные» автор называет лютых врагов Руси — половцев. Их коче­вые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и сёла, неся смерть и опустошение.

Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие — неудачными, но угроза оста­валась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего вра­га. Об одном из таких походов, закончившемся разгромом рус­ских войск, и рассказывается в «Слове о полку Игореве».

Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя ус­тупил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.

Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.

Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игоре­ве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь не­дальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, на­конец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за хрис­тиан против нашествий поганых!»

Очень верно и точно оценил значение выдающегося памят­ника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназ­начение подлинных произведений искусства: они говорят но­вое новому, и они всегда современны».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.