Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изображено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
Время восстания Пугачева четко определено историками и затем воспроизведено Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «История Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всегда подобны друг другу: это усиление трудностей жизни народа, которые вызываются и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.
Время создания повести и исторического труда можно охарактеризовать, обращаясь к страницам жизни Пушкина. Тема властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 годах идет работа над «Капитанской дочкой». Тема народного восстания параллельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).
Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события характерны для того года, когда вы отвечаете на вопрос.
Назовите произведения, созданные Пушкиным на исторические сюжеты. Определите их жанры. Попытайтесь обосновать авторский выбор жанра.
Круг событий истории, которые привлекали Пушкина, велик. В его творчестве нет периода, когда бы темы родной истории не волновали его как автора. Перед ним стояла и проблема выбора жанра. Очень подробно этот вопрос рассматривают, когда читают «Капитанскую дочку». То, что, изучая материалы восстания Пугачева, Пушкин сначала создал исторический труд, обычно запоминается. Исторический труд и повесть резко различаются: «История Пугачева» не относится к художественной литературе.
Пушкин посвящал исторической тематике многочисленные произведения различных жанров эпоса, лирики и драмы. Он создавал повести и рассказы, которые рисовали XVIII век, поэмы, стихотворения и драмы, которые доносили до читателя иные эпохи. Так, например, «Медный всадник» и «Полтава» доносят до читателя конкретную эпоху и помогают понять отношение поэта к своим героям и изображенным событиям. Именно обращение к лиро-эпическому жанру помогает сочетать убедительную информацию о времени и эмоциональность повествования о его героях и событиях.
События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
Вы знаете, что события этих произведений относятся примерно к одному времени — XVI-XVII векам. Но это обстоятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти остается общее представление о средневековье с его бытом, нравами, системой отношений. Однако ощущение встречи с героическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героические судьбы и сильные характеры.
В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте создать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, который создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к опричнине, в «Василии Шибанове» — жестокость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, показано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.
Какое из прочитанных в 8 классе произведений произвело на вас наибольшее впечатление? Напишите отзыв.
Выбирая произведение, которое более всего запомнилось, часто называют большие по объему произведения: романы, повести. В учебнике-хрестоматии этого года названы не только те произведения, текст которых в них приведен, но и те, которые вы могли прочесть самостоятельно. Однако, хотя «Три мушкетера» всегда активно читаются, все же самое прочное впечатление производят на большинство учеников «Капитанская дочка» и «Василий Шибанов». Но всегда есть и сторонники «Тараса Бульбы» и «Песни о вещем Олеге». Вот отзыв на это небольшое стихотворение.
Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.