Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений?
Чтение художественного произведения — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.
Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузена, потому что «они совсем не похожи на реальные события жизни».
Все ли произведения фольклора можно отнести к какому-то неопределенно далекому времени? Приведите примеры.
Большую часть объемных произведений устного народного творчества — былины, сказки — их безымянные авторы относят к сказочным временам, например временам царя Гороха. И время и место событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обязательно произведения фольклора существуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, которые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Наполеоном, современные отклики на события наших дней.
Однако даже былинное прошлое не абсолютно лишено примет времени. Во многих былинах живут отклики не на конкретное событие, а на эпоху.
Какие качества исторической личности привлекали древнерусских авторов?
Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества исторической личности, которые помогали человеку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и оперативность. А с другой — привлекали и чисто личные достоинства: доброта и наблюдательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось представление о герое исторического народного предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным образцом для подражания и как руководитель и как один из членов сообщества людей своего времени.
Какое из произведений XII-XVII веков помогло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?
Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает представить былое. Особенное доверие вызывают у читателя летописи, которые стремятся точно воспроизвести только что происшедшие события.
Чем отличается исторический труд и художественное произведение, посвященное историческим событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.
Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произведении те же события включаются в вымышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы включенные в учебник-хрестоматию произведения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные события и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова версия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведениях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петруша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восстания Емельян Пугачев.
Авторы XIX и XX веков с интересом и любовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуйте объяснить этот интерес.
Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не были безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знакомясь с былинами, они увлекались их героическими сюжетами и героическими характерами представленных в них богатырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения многих событий в жизни этих героев. Каждый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характеристику. Для сказителей это были реальные люди, жизнь которых была им знакома и близка до мельчайших деталей. И авторы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и любовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том числе и связь собственного времени с далеким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в характерах богатырей, способность к преодолению трудностей и стойкость их характеров, психологическая точность воспроизведения типичных для жестокой борьбы