«Посвящение». «Пролог на небесах»
В «Посвящении», лирической части драмы, говорится, что автор решил вернуться к замыслу, который давно волновал его: «И я прикован силой небывалой / К тем образам, нахлынувшим извне».
«Прологе в театре» — драматическая часть, она представляет собой разговор Директора театра, Поэта и Комического актёра, которые — каждый на свой лад — беседуют об искусстве.
Директор смотрит на театр с коммерческой точки зрения: ему важно, чтобы публика валом валила на спектакли.
Поэт, создающий драмы для театра, говорит о своём презрении к толпе и устремлённости к поэтическим вершинам в «обители грёз».
Для Комического актёра важна слава, ради которой он готов потакать «капризам публики». Он понимает закон восприятия толпы: «Чем шире наших слушателей круг, / Тем заразительнее впечатление». Этот вывод подтверждён многочисленными наблюдениями нашего времени: чем больше толпа, тем быстрее она возбуждается.
Слава нужна актёру не когда-нибудь, а именно сейчас: «Восторги поколенья — не безделка».
Таким образом, каждый из создателей театральной постановки смотрит на театр по-разному. Вместе они создают один спектакль.