Представителем старшего поколения символистов был Ф. К. Сологуб (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова) (1863- 1927), сын портного и крестьянки. Пройдя сложный жизненный путь, испытав все превратности судьбы (ранняя смерть отца, тяжелые будни сельского учителя, самоубийство жены, безответная любовь к молодой женщине уже в зрелые годы), Ф. Сологуб предпочитал одиночество. Поэт стремится уйти от реальности в мир творимой им самим легенды, серая обыденность тяготит художника. Наиболее полное представление о поэзии Ф. К. Сологуба дает сборник «Пламенный круг» (1908), в котором собраны лучшие стихотворения из семи предыдущих книг поэта и также ранее не публиковавшиеся. Высоко ценя поэзию Ф. Сологуба, А.А. Блок писал: «Предмет его поэзии скорее душа, преломляющая в себе мир, а не
мир, преломленный в душе». Основные мотивы сологубовской поэзии — борьба фантазии, мечты с реальностью. Поэт-символист воспевает смерть, как избавительницу от земных невзгод, провозглашает грустные, меланхолические чувства. Поэзия Федора Сологуба окрашена в глубоко пессимистические тона:
Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.
(«Я — бог таинственного мира…»)
Ведущими образами сологубовской поэзии становятся символы ночи, покоя, тьмы, которые заклинает и призывает поэт. Особую значимость имеет образ-символ смерти:
Смерть шатается на свете И махает, словно плетью,
Уплетенной туго сетью Возле каждой головы.
(«Живы дети, только дети…»)
Символист воспевает смерть как освободительницу от чар пошлости, обыденности. Гнусной действительности он противопоставляет созданную легенду, стараясь уйти от нелепой и дикой жизни:
Кто-то зовет в тишине:
«Брат мой, приблизься ко мне!
Легче вдвоем,
Если не сможешь идти,
Вместе умрем на пути,
Вместе умрем!»
(«В поле не видно ни зги…»)
Пытаясь освободиться «от оков повседневности», поэт создает образ-символ «земли Ойле», где «в сиянье ясного Майра, все цветет, все радостно поет». Ф.К. Сологуб пишет стихотворения в доступной для читателя форме, не экспериментируя ни с рифмой, ни с размером, предпочитая четкую лирическую композицию. Само поэтическое слово, считал Ф. Сологуб, «средство убеждения и очарования». Свое предназначение поэт видит в вознаграждении после смерти, когда творец будет прощен и попадет в рай, так как его голос «вольется благовонным дымом в благоуханье райских трав»:
Когда меня у входа в Парадиз Суровый Петр, гремя ключами, спросит:
«Что сделал ты?» — меня он вниз Железным посохом не сбросит.
Скажу: «Слагал романы и стихи,
И утешал, но и вводил в соблазны,
И вообще мои грехи,
Апостол Петр, многообразны.
Но я — поэт». И улыбнется он,
И разорвет грехов рукописанье,
И смело в рай войду, прощен,
Внимать святое ликованье.
(«Я испытал превратности судеб…»)
По свидетельству критиков, поэзия Ф. Сологуба не эволюционирует, оставаясь неизменной на протяжении всего творческого пути. Свою жизнь, которая кончилась 5 декабря 1927 года, Сологуб считал не первой и не последней. Она представлялась ему в нескончаемой цепи преображений. Меняются обличья, но неизменное Я всегда сохраняется: «Ибо все и во всем — Я, и только Я, нет иного, и не было, и не будет».