Основной темой советской литературы в послевоенные годы было осмысление подвига народа в борьбе с фашистскими оккупантами. Писатели-фронтовики не могли не поделиться своими воспоминаниями о трагических событиях в жизни страны и советского народа. Одним из первых правдивых произведений о Великой Отечественной войне стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) в августе 1941 г. был мобилизован, прошел всю войну. В памяти Некрасова было множество типов и образов, связанных с самыми трагическим страницами истории страны. Сразу же после окончания войны им была написана книга «В окопах Сталинграда». Повесть появилась в августе 1946 г. в журнале «Знамя». В следующем году писатель был награжден Сталинской премией. Однако в печати стали появляться статьи, обвиняющие автора в излишней правдивости. Правду о войне Некрасов нес и в следующих военных рассказах: «Рядовой Лютиков» (1948), «Сенька» (1956), «Судак» (1958), «Посвящается Хемингуэю» (1959), «Вторая ночь» (1960), «Новичок» (1963). В 1974 г. В.П. Некрасов эмигрировал в Швейцарию, а затем в Париж. Книга «В окопах Сталинграда» долгие годы не издавалась.
Произведение Некрасова посвящено одному из трагических моментов Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Именно она явилась началом перелома в ходе войны.
Повесть задумывалась Некрасовым как автобиографическая. Писатель хотел поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о бытности его полковым инженером, строителем укреплений. Повествование идет от первого лица. Одним из главных героев книги является лейтенант Игорь Керженцев. В повести много достоверного, написана она в лирической манере дневника. В изображении событий повесть похожа на киномонтаж, где кадры быстро сменяют друг друга, мелькают и пропадают. Несмотря на фрагментарность изображаемого, впечатления разорванности нет. Повесть «В окопах Сталинграда» производит впечатление фоторепортажа, в котором четко зафиксированы реальные события.
Особенное место в повести занимает вопрос о той цене, которую русский народ заплатил в этой войне. Были ошибки в командовании, за это судили, но люди все равно погибали. «Храбрость не в том, чтобы с голой грудью на пулемет лезть… Не атаковать, а овладевать». Действительно, нужно беречь людей, чтобы было кому воевать. Но сохранить людей удавалось далеко не всегда. Там, где не хватало оружия, брали массой, заведомо посылая солдат на смерть. И все-таки победили.
Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» стала настоящей правдой о войне, написанной человеком, который сам воевал, сидел в окопах, командовал ротой. В. Некрасов был одним из первых писателей, кто не испугался написать о неумном командовании, равно признать ошибки и победы, «дегероизировать» само понятие подвига, показав, что подвиг заключается в самой будничной жизни солдата.
Повесть «В окопах Сталинграда» имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в советской литературе. Она стояла у истоков столь заметно заявившей о себе на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов литературы фронтового поколения, которую потом называли «лейтенантской прозой». В. Некрасов был признанным ее лидером.
Писатели, которые, по словам Твардовского, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», составили целую плеяду хорошо известных имен. В течение шести-семи лет вышли в свет фронтовые лирические повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», Г. Бакланова «Южнее главного удара», Ю. Гончарова «Повесть о моем ровеснике», Б. Балтера «До свидания, мальчики», В. Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета» и «Фронтовая страница», В. Астафьева «Звездопад», К. Воробьева «Крик» и «Убиты под Москвой».
Излюбленным жанром этих писателей была лирическая повесть, написанная от первого лица. Их проза не всегда строго автобиографична, но она насквозь пропитана авторскими воспоминаниями о фронтовой юности. У каждого из этих писателей была своя война, и все-таки многое в пережитом на фронте было достоянием тысячи тысяч. Обыденный фронтовой опыт на солдатском и лейтенантском уровне приобрел новое качество при художественном воплощении. В лирической повести он приближен к читателю так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шепота, а в пороховом дыму и пыли снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость.