В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуск строк или строф. Для Пушкина — это композиционный прием, который создает многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием.
В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онегиным наукой «страсти нежной, которую воспел Назон»; несколько строк посвящены ссылке Овидия в Молдавию. Пропуск строфы — весьма удачный прием, одновременно и отделяющий упоминание о судьбе Овидия от дальнейшего повествования о Евгении, и связующий воедино повествование.
Или по завершении темы любовных увлечений Онегина автор пропускает две строфы, показывая ее обширность и бесконечность (так много времени и душевных сил отнимали романы), и переходит к описанию дня Онегина, что очень логично. Пропуски, обозначенные многоточиями, делают композицию главы стройной и становятся мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы.
Строфы романа «Евгений Онегин» одинаковы как по числу строк, так и по их рифмовке. Чередование рифм, избранное Пушкиным в романе, встречается в третьей песне «Руслана и Людмилы». Такая строфа названа «онегинской». Схема рифмовки: абаб ввгг деед жж. Проверьте это, выбрав любую из строф этой или другой главы.
Весь роман состоит из «онегинских строф».
Перечитайте строфы, которые рассказывают об Онегине. Попробуйте рассказать о том, как вы представляете себе этого героя.
Онегин — светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он достаточно хорошо образован, знает античную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные тексты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения («И помнил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха»), интересующийся современными историческими и экономическими теориями, почитатель произведений западноевропейского романтизма. Онегин в совершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: французским языком, танцами, посещал современный театр, оперу и балет. Евгений очень серьезно следил за своей внешностью и был, как «dandy лондонский одет» («Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в маскарад»). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одобрительные оценки общества («Свет решил, что он умен и очень мил»), прекрасно владеет «наукой страсти нежной» и пользуется большим успехом у светских красавиц.
Наряду с посещением балов он встречается и с передовыми деятелями тогдашней эпохи. Они названы в первой главе, например Каверин. Автор говорит о своем знакомстве и даже дружбе с ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характера Онегина: «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Если среди дам он блистал «огнем нежданных эпиграмм», то с друзьями принимал участие в язвительном споре, произносил «шутки с желчью пополам» и сочинял «мрачные эпиграммы».
Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил период разочарования в окружающей действительности и обществе. В это время в деревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожидает скука у постели больного дяди, которого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа «Евгений Онегин».
Как объяснить, что в своем плане Пушкин назвал первую главу «Хандра»? Относится ли это название только к состоянию Онегина или оно касается также мыслей и чувств Автора?
Если внимательно прочитать строфы, в которых автор раскрывает свои взаимоотношения с Онегиным, то неудовлетворенность у них в целом общая. И хандра тоже.
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.
Найдите строфы, в которых мы видим Автора и героя вместе. Как вам кажется, в них больше сходства или различия? Ответ обоснуйте.
Пожалуй, больше общего. И автор, и герой мыслящие, образованные дворяне, с высокими интеллектуальными запросами, критическим отношением к жизни и людям. Однако уровень разочарованности разный. «Я был озлоблен, он угрюм», — пишет автор о себе и об Онегине.
Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к этой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и автора на фоне Петропавловской крепости?
Критическое мышление автора и Евгения Онегина простиралось на многие темы, в том числе и социально-политические. Вспомним, что, прибыв в деревню, «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Критическое отношение к властям Пушкин постарался выразить и через рисунок, изображавший его и Онегина стоящими спиной к Петропавловской крепости, «твердыни власти роковой». Ироничное напоминание «не плюй в колодец, милый мой», — это легкий намек на то, что взгляды героя и автора таковы, что могут вызвать и серьезный гнев властей. Уже цитировалась строка о злобе «слепой Фортуны и людей». К тому времени Пушкин уже получил назначение и отправился в южную ссылку.
Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана ее ритмическая структура с композицией романа?
Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра романа в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раздумьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему, обрамленную стройной и логичной композицией. «Каждая онегинская строфа в отдельности, как в капле росы, отражает композиционную структуру всего романа: первый катрен — экспозиция, второй — развитие действия, третий — кульминационный момент, заключительное четверостишие — своеобразный пуант, представляющий собой некий итог, вывод, разрешение эпического или лирического повествования». (Федотов О. И.)