Вторую главу иногда называют главой контрастов. Контраст Онегина и Ленского, контраст Ольги и Татьяны… Попробуйте доказать, что перед нами герои не только разные, но и резко отличные друг от друга.
С данным утверждением невозможно не согласиться. Онегин и Ленский хотя и являются представителями духовной части русского дворянского общества, но совершенно по-разному воспринимают действительность: Онегин — критически- хладнокровно, Ленский — романтически-восторженно. Контраст определен в строках:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
И все-таки очень различны. Даже в отношении к двум барышням Лариным. Ленский влюблен в Ольгу, которая привлекала его внешней красотой, живостью, простодушием, т. е. портретом, который можно, найти в любом романе и который «очень мил». «Но надоел он мне безмерно», — резюмирует поэт. Онегин как бы вскользь замечает Ленскому, что «когда б я был, как ты, поэт», предпочел бы Татьяну. Онегин, в отличие от Ленского, способен понимать духовную красоту.
Полностью противоположны Татьяна и Ольга. Живописуя Татьяну Пушкин использует отрицательные сравнения и подчеркивает ее контраст не только с Ольгой, но и со всей семьей Лариных, а через нее и со всей средой мелкопоместного дворянства.
Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.
Контраст Ольги и Татьяны — это контраст между внешней и внутренней красотой, духовностью и бездуховностью, которую Ольга восприняла от своей среды и от которой отстранилась Татьяна.
Желающие могут подготовить по полному тексту главы описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий. Это будет очень выразительный групповой портрет.
Групповой портрет складывается из наблюдений над жизнью и «духовными интересами» покойного дяди Онегина, «деревенского старожила», ближайших соседей Онегина и Ленского, а также семьи Лариных. Их интересы, взгляды, занятия и развлечения, образ жизни — общие, видимо, сформированные под влиянием длительного развития традиций усадебного быта глубокой провинции. Если у кого и были связи с родственниками в одной из столиц, то они не могли повлиять на образовательный и культурный уровень этих помещиков и помещиц.