Пушкин, К***. О чем же это стихотворение?

Сопоставим три точки зрения литературоведов на это стихотворение. Первая — традиционная: «Я помню чудное мгновенье…» — гимн любви, про­буждающей человека к жизни, активному ее вос­приятию, творчеству.

Вторая принадлежит А. И. Белецкому: «Любов­ная тематика в данном стихотворении явно подчи­нена другой, философско-психологической темати­ке, и основной ее темой является тема о разных со­стояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа состояний. Первый, когда перед поэтом пред­стала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнете­ния воспоминание утрачено, и эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая лю­бовь. И третий, когда ощущение эстетической цен­ности жизненных явлений вновь пробудилось в со­знании, и душа ликует от того, что утраченная ра­дость творчества стала для него доступнее».

Третья точка зрения высказана известным пушки­нистом Б. В. Томашевским. Основная тема стихотво­рения, утверждает он, — любовь, ибо оно адресова­но конкретной женщине, хотя и изображаемой в от­влеченном идеальном образе. Однако, по мнению Томашевского, «Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Сама последо­вательность речи этому противоречит. Чувство при­лива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла во­время. Прилив сил требовал венчания интенсивных проявлений страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 году… Пушкин не столько вспомнил, сколь за­был все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь».

О чем же это стихотворение? Какие мысли и чувства лирического героя переданы в нем? Чья точ­ка зрения вам ближе?

Каждый исследователь прав. Стихотво­рение многогранно, и оно, конечно, о люб­ви и о любимой, об идеале прекрасной женщины. Здесь и воспоминания о про­житом, о пережитом духовном кризисе, о первой встрече с Анной Керн, о пробуж­дении к жизни. Что первично: любовь, возвращающая поэта к жизни, или, наоборот, преодоление кризиса способство­вало восприятию богатства и красоты жизни и «все венчающей любви» — и та и другая точка зрения имеет право на сущес­твование. Подтверждение тому — жизнь поэта в Михайловском, свидетельства сов­ременников.

Чувства лирического героя и в про­шлом, и в настоящем. В прошлом пре­обладают юношеское очарование, затем «томленья грусти безнадежной» и отрад­ные воспоминания о первой встрече, о ми­молетном видении. В настоящем — про­буждение и упоение жизнью, красотой, вдохновение.

Как композиция стихотворения помогает нам определить его основную тему и воспринять пере­живания героя?

Стихотворение удивительно стройное. Оно разделено на три равные части, по две строфы, и каждая часть пронизана осо­бым, только ей свойственным тоном. Пер­вая посвящена воспоминаниям о былом. Очевидно, в воображении Пушкина вста­вал петербургский вечер у Олениных, на котором он впервые встретил Керн, был очарован ее «милыми чертами» и «неж­ным голосом». Вторая часть отделена от событий первой значительным промежутком времени. Бурное, стремительное тече­ние жизни, преобладание грустного на­строения заслонили, стерли в памяти «небесные черты». «В глуши, во мраке за­точенья» — годы ссылки. И третья — воз­вращение порыва прежних светлых и чис­тых чувств. Динамика в движении чувств лирического героя идет от грустных и нежных воспоминаний к горестному осоз­нанию утрат, а затем наступает взлет радости и восторга. Основная мысль, про­водимая через композицию стихотворе­ния, — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, каза­лось, утрачено навсегда.

Имея свою точку зрения на это стихо­творение, Н. Н. Скатов сравнивает его по композиции с трехчастной сонатой, под­линно бетховенским произведением: «мо­мент в развитии могучего духа, с борьбой двух начал и с разрешающим, торжест­вующим выходом в светлый победитель­ный финал».

Как вы понимаете выражение «гений чис­той красоты»? Какой художественный прием Пуш­кин использует в создании образа прекрасной женщины?

Гений чистой красоты можно понять как исключительный образ женщины, гармонически сочетающий в себе незем-

ную красоту, внешнюю и внутреннюю. На образ пушкинского стихотворения «гений чистой красоты» лег чистый и истинный свет Рафаэлевой Мадонны.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.