Сопоставим три точки зрения литературоведов на это стихотворение. Первая — традиционная: «Я помню чудное мгновенье…» — гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству.
Вторая принадлежит А. И. Белецкому: «Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании, и душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».
Третья точка зрения высказана известным пушкинистом Б. В. Томашевским. Основная тема стихотворения, утверждает он, — любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя и изображаемой в отвлеченном идеальном образе. Однако, по мнению Томашевского, «Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Сама последовательность речи этому противоречит. Чувство прилива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. Прилив сил требовал венчания интенсивных проявлений страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 году… Пушкин не столько вспомнил, сколь забыл все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь».
О чем же это стихотворение? Какие мысли и чувства лирического героя переданы в нем? Чья точка зрения вам ближе?
Каждый исследователь прав. Стихотворение многогранно, и оно, конечно, о любви и о любимой, об идеале прекрасной женщины. Здесь и воспоминания о прожитом, о пережитом духовном кризисе, о первой встрече с Анной Керн, о пробуждении к жизни. Что первично: любовь, возвращающая поэта к жизни, или, наоборот, преодоление кризиса способствовало восприятию богатства и красоты жизни и «все венчающей любви» — и та и другая точка зрения имеет право на существование. Подтверждение тому — жизнь поэта в Михайловском, свидетельства современников.
Чувства лирического героя и в прошлом, и в настоящем. В прошлом преобладают юношеское очарование, затем «томленья грусти безнадежной» и отрадные воспоминания о первой встрече, о мимолетном видении. В настоящем — пробуждение и упоение жизнью, красотой, вдохновение.
Как композиция стихотворения помогает нам определить его основную тему и воспринять переживания героя?
Стихотворение удивительно стройное. Оно разделено на три равные части, по две строфы, и каждая часть пронизана особым, только ей свойственным тоном. Первая посвящена воспоминаниям о былом. Очевидно, в воображении Пушкина вставал петербургский вечер у Олениных, на котором он впервые встретил Керн, был очарован ее «милыми чертами» и «нежным голосом». Вторая часть отделена от событий первой значительным промежутком времени. Бурное, стремительное течение жизни, преобладание грустного настроения заслонили, стерли в памяти «небесные черты». «В глуши, во мраке заточенья» — годы ссылки. И третья — возвращение порыва прежних светлых и чистых чувств. Динамика в движении чувств лирического героя идет от грустных и нежных воспоминаний к горестному осознанию утрат, а затем наступает взлет радости и восторга. Основная мысль, проводимая через композицию стихотворения, — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда.
Имея свою точку зрения на это стихотворение, Н. Н. Скатов сравнивает его по композиции с трехчастной сонатой, подлинно бетховенским произведением: «момент в развитии могучего духа, с борьбой двух начал и с разрешающим, торжествующим выходом в светлый победительный финал».
Как вы понимаете выражение «гений чистой красоты»? Какой художественный прием Пушкин использует в создании образа прекрасной женщины?
Гений чистой красоты можно понять как исключительный образ женщины, гармонически сочетающий в себе незем-
ную красоту, внешнюю и внутреннюю. На образ пушкинского стихотворения «гений чистой красоты» лег чистый и истинный свет Рафаэлевой Мадонны.