Сергей Донатович Довлатов (1941-1990) начал писать в начале 60-х г. Он превратил свою биографию в литературное произведение. Каждый этап жизни писателя нашел отражение в его книгах. Так, история семьи — цикл «Наши»; служба во внутренних войсках — книга «Зона»; первые литературные встречи и опыты — «Невидимая книга»; работа журналистом в Эстонии — цикл «Компромисс» и т.д. В 1978 г. Довлатов эмигрирует в США. Здесь он работает на радио «Свобода», является постоянным автором журнала «Ньюйоркер». Издает собственную газету «Новый американец». В Америке Довлатов публикует как ранее написанное, так и произведения последних лет. С 1980 по 1990 г. вышли в свет: «Записные книжки», повесть «Компромисс», цикл рассказов «Зона», семейная хроника «Наши», повесть «Заповедник», книга «Ремесло», сборник рассказов «Чемодан», «Филиал» (записки ведущего), повесть «Иностранка», сборник статей «Демарш энтузиастов», «Записные книжки» и т.д.
Вся проза Довлатова написана от первого лица, хотя герои разные. В авторском «я» предстает прекрасный рассказчик, по определению А. Жолковского, сохраняющий «свободу в обращении с собственной личностью». Рассказы в сборниках и циклах писателя не связаны между собой, объединяет их лишь личность рассказчика. Героями рассказов Довлатова бывают не только люди, но и слова. Так, слово «ниц» является основным персонажем одной из историй
«Отправились мы с Грубиным на рыбалку. Попали в грозу. Укрылись в шалаше. Грубин в носках. Я говорю:
— Ты оставил снаружи ботинки. Они помокнут
Грубин в ответ:
— Ничего. Я их перевернул НИЦ.
Бывший филолог в нем ощущался»
Ранняя книга «Зона» повествует о службе автора в лагерной охране. В книге лирический герой носит имя Бориса Алиханова. В «Зоне» 14 рассказов, около двух десятков персонажей. Все герои даны в общем, без подробной характеристики. Чувствуется, что для автора главное не действие в рассказах, а атмосфера мира заключенных и их охранников. Главный герой наблюдает все происходящее как бы со стороны. Одним из лучших в книге является рассказ «Представление». Для постановки пьесы к шестидесятилетию советской власти в шестой лагпункт был доставлен зэк по фамилии Гурин, с пятой судимостью и сроком одиннадцать лет. Внешне похожий на Ленина, Гурин никакого отношения не имел к театру. По ошибке в анкете его записали как артиста (так его называли в воровской среде). В постановке одноактной пьесы «Кремлевские звезды» принимали участие Гурин (Ленин), Цуриков, по кличке Мотыль, срок шесть лет (Дзержинский), «придурок из санчасти» Геша (молодой чекист Тимофей) и Томка Лебедева из АХЧ (купеческая дочь Полина). Заключительное обращение Ленина к сидящим в зале вызвало оглушительный смех. Когда Гурин в роли Ленина запел «Интернационал», «внезапно его поддержали» в зале. «Вдруг у меня болезненно сжалось горло. Впервые я был частью моей особенной, небывалой страны. Я целиком состоял из жестокости, голода, памяти, злобы… От слез я на минуту потерял зрение. Не думаю,чтобы кто-то это заметил…». «Песня — миг единения, приобщения к целому, которое можно назвать по-разному — народ, страна, родина, мы… Это «мы» оказывается глубже и выше линий запретки, разъединяющих охранников и зэков. Колючая проволока разделяет людей. Смех и песня — объединяют» (И. Сухих).