Шолохов, Анализ произведения Тихий Дон, План

Анализ произведения

«Тихий Дон» — одно из самых известных произведений М. Шолохова. Роман, как и некоторые другие произведения писа­теля, вызвал ожесточенные споры по поводу его авторства. Од­ним из наиболее веских аргументов против Шолохова стал воз­раст — писать роман он начал в двадцать лет. А между тем идеи в романе настолько глубоки, полны мудрости, разумности и про­ницательности, что поневоле удивляет, как все это, а также обширнейший запас знаний, могли сочетаться в столь юном авто­ре. И тем не менее роман существует как яркое отражение в литературе страшной страницы русской истории — эпохи Граж­данской войны.

Первоначально его замысел был намного уже, он касался лишь непосредственно военных действий во имя установления комму­низма. Но в конечном виде роман дает эпические картины жизни казаков, их уклада, отношений и обычаев.

Первая книга романа открывается изображением собственно жизни казаков, особенностями их бытования. Автор изо всех сил старается быть объективным, и тем не менее в некоторых описа­ниях чувствуется его явная симпатия к полной гармонии и разум­ности казацкой жизни. Он не поддается идеализации. Он открыто и прямо говорит о жестокости и суевериях казаков. В истории с Аксиньей он никого не оправдывает, не пытается прикрыть шокирующую наготу произошедшей с ней трагедии. Хуторяне до­вольно жестоки к ней, а потому Шолохов говорит о «горько-сладкой» жизни в каждом доме.

Но столь строгие нравы лишь придают очарование этому миру, делают казачество особым. Шолохов показывает их ра­зумный миропорядок, не такое, как у всех, понимание жизни и ее ценностей.

Изображая столь поэтичные картины жизни хутора, Шолохов дает резкий контраст с тем событиями, которые этот миропоря­док нарушают. И самый грозный враг — Гражданская война. Се­годня уже стало ясно, что Гражданская война была одной из самых трагических страниц в истории страны, что огромные по­тери, которые понесли в ней и красные, и белые, — общие наши потери. И это действительно страшно, когда друзья в истинном смысле этого слова, в глубинном смысле, становятся волею ка­кой-то нелепой силы злейшими врагами. И сила эта заставляет их идти на подлость, предательство, убийство.

В романе война в первую очередь разрушает привычный ход жизни казачьего хутора. Описание гармонии прерывается карти­нами, наполненными жестокостью и безудержной жаждой разру­шения. Шолохов пишет о том, что больше всего дорого крестья­нину, — о земле: «Вызревшие хлеба топтала конница, на полях легли следы острошипых подков, будто град пробарабанил по всей Галиции. Тяжелые солдатские сапоги трамбовали дороги, щебнили шоссе, взмешивали августовскую грязь.

<…>В садах жирно желтел лист, от черенка наливался пред­смертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». И пусть говорят, что природа равнодушно взирает на все человеческие междоусобицы, у Шолохова природа — не просто холодный зри­тель, а отдельный герой, активно сопереживающий остальным персонажам. Чаще всего зарисовки природы цельно дополняют изображение внутренних переживаний того или иного персона­жа. Это и Наталья, узнавшая об очередной измене мужа, прокли­нает его под грозными раскатами грома, и описания земли в нача­ле войны: «земля ахнула», «колосья скорбно шуршали». Война для Шолохова — «великое разрушение и мерзостная пустота». Пустота эта образуется не только во внешнем мире, но и во внут­реннем мире каждого человека. Война как будто убивает все истинно человеческое, оставляя животные инстинкты. Герои по­падают в среду, где человеческая жизнь обесценена, где не ока­зывается места для норм общечеловеческой морали и нравствен­ности, где брат и сын оказываются лютыми врагами. И этот мир опустошает настолько, что потом очень трудно вновь возвращаться к прежней жизни, снова обрести себя: «Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у поро­гов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».

В «Тихом Доне» Шолохов рассказывает прежде всего о том, как Гражданская война затронула жизнь обычных людей. На при­мере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбы миллионов. Центральными становятся образы людей сильных, волевых, муд­рых. И каждый по-разному переживал военные тяготы. Война ока­залась тем явлением исторической жизни страны, которое обна­жило истинную сущность каждого человека, обострило до пре­дела человеческие чувства. И каждый для себя решал, остаться человеком или поддаться тлетворному влиянию всеобщего разгу­ла, разрушения.

Человек посреди Гражданской войны. Эта тема в основном рас­крывается в романе на примере судьбы Григория Мелехова. Путь его через войну — это, прежде всего, нравственный путь.

Споры об образе Мелехова не прекращаются до сих пор. Кто же он?

Мелехов — это тот человек в романе, в котором Шолохов по­старался собрать основные черты русского национального харак­тера, человека, выросшего на земле, крестьянина. Автор по­гружает его во вполне обычные дела: он рыбачит, ходит за хво­ростом, трудится в поле. Одну их характерных черт русского характера — страстность, порывистость, безудержность — изобра­жает Шолохов тогда, когда показывает любовь Григория. Это лю­бовь-буря, любовь-страдание, любовь-страсть. Любовь Григория к Аксинье не знает преград. Но здесь на его пути вырастают пре­грады морали, причем морали социальной. Эти догмы заставляют его подчиниться воле отца: он женится на Наталье, которая его любит, он же не испытывает к ней никаких чувств. Но эти оковы не могут удержать его мятущуюся натуру. Он готов бросить все, уходит с Аксиньей в имение Листницкого, где устраивается ко­нюхом. Но родная земля не отпускает его, тянет к себе, зовет. Этот разрыв усиливается с приходом войны.

Любовь его к родной земле заставляет поверить в светлые идеалы большевиков, провозглашающих братство, равенство, свет­лое будущее. На войне Григория ждут нравственные потрясения. Он не принимает жестокости красноармейцев, их нечестную игру. Он рвется на защиту молоденькой девушки Франи, попавшей в руки казаков, не может простить поведения красногвардейцев по отношению к пленным (жестокая казнь Чернецова и его сол­дат). Первое убийство, совершенное Мелеховым, как будто пере­краивает его душу. Он долго еще не может избавиться от угрызе­ний совести, от образа того австрийца, которого он убил.

Григорий переходит на сторону белых, принимает участие в вешенском восстании, но неожиданно понимает, что и здесь нет правды, здесь все те же злоба, жестокость, ненависть. Это настолько чуждо Мелехову, что его отстраняют от командова­ния за излишнюю гуманность по отношению к пленным. Мелехов презирает закон войны — жестокость. Он пытается понять истоки той ненависти, которая так внезапно охватила его бывших дру­зей, соседей, приятелей, заставила их пойти друг против друга.

На протяжении всей войны Мелехов находит спасение на род­ной земле, на своем хуторе, у любимой, радуется встрече с деть­ми. После окончания войны он с радостной надеждой на спокой­ную жизнь на земле возвращается домой. «Григорий с наслажде­нием мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на теплую куртку домотка­ный зипун, поедет в поле». Но он не находит пристанища. Его красногвардейское прошлое не отпускает его, и дома его ждет месть.

Григорий не теряет надежды. Его последняя попытка нала­дить жизнь завершается трагически. Гибнет Аксинья. В романе это предстает как расплата за участие в войне.

В финале романа все, что держит Григория на земле, — это его дети. «Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Дальнейшая судьба Ме­лехова — снова спор для литературоведов. Сам финал Символи­чен: Григорий «перешел Дон по синему <…> мартовскому льду, крупно зашагал к дому… Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…». Смысл этой зарисовки в том, что жизнь продол­жается. И не дай бог детям и внукам Григория пережить то, что пережил он сам.

В романе Шолохова вырисовывается не только национальный образ русского мужика. Наталья, Аксинья, Ильинична — это своего рода собирательные образы русской женщины: верной жены, мудрой матери, порывистой, пылкой любовницы. Они на­ходят свое отражение в классике и даже фольклоре, некоторые исследователи находят переклички с Татьяной Лариной, Васили­сой Премудрой, Катериной Островского, Наташей Ростовой, княж­ной Марьей.

Ильинична и Наталья воплощают собой образ терпеливой, вер­ной русской жены. В их характерах чувствуется сила, в первую очередь нравственная, глубокая способность к сильной духовной жизни. Описывая Наталью, Шолохов в первую очередь обращает внимание на ее внешность — это русская красавица: «Под чер­ной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглу­бокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: боль­шие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднима­ясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговка­ми торчали остренькие соски.

Григорьевы глаза в минуту обежали всю ее — с головы до высоких красивых ног. Осмотрел, как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой, подумал: «Хороша» — и встретил­ся с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». — «Славная», — отве­тил Григорий глазами и улыбкой». Славной показалась она и Ильиничне, охотно принявшей ее в свою семью. Это произошло отчасти потому, что они уж больно были друг на друга похожи. Наталья была на редкость трудолюбива, не строптива, доброже­лательна, а потому пришлась Мелеховой по душе. И еще одно качество отмечает Шолохов в русской женщине — ее терпение.

Ни разу ни Ильинична, ни Наталья не роптали на судьбу, хоть и терпели обиды от мужей. Зная о многих изменах Григория, На­талья до последней своей минуты всем сердцем любит его, опеча­лена, что перед смертью не повидала его.

Очень значительно для Шолохова чувство материнства. Это главная женская радость, женское счастье — быть матерью. Именно поэтому так осуждают обе женщины любое проявление насилия. Война, убийства для них неприемлемы. Ведь смерть че­ловека — это горе для его матери, он — чей-то сын.

Чувство материнства присуще и Аксинье, которая — почти полная противоположность Наталье. Ей присущи горячность, уси­ленное чувство протеста, неудовлетворенность действительнос­тью, стремление изменить свою жизнь.

В начале романа Аксинья часто характеризуется автором как порочная, развратная. Но в то же время ее любовь к Григорию настолько сильна, что все ее действия воспринимаются читате­лем как свойственное любому человеку стремление к личному счастью. К этому примешивается и чувство жалости, если мы вспомним историю Аксиньи. Пережив насилие со стороны отца, она оказывается в доме, где чувствует себя в заточении. И поэто­му любовь Григория для нее — это глоток чистого воздуха.

Порочность исчезает в ее описании тогда, когда она становит­ся матерью. Это чувство захватывает ее целиком, наполняет ее любовью не только к дочери, но и к Григорию. Во имя любви она сближается с Ильиничной, заботится о детях Григория от Ната­льи. О детях и ее последние слова. Эта мысль рефреном проходит через все произведение, для Шолохова материнство есть некий толчок, пробуждающий человеческую душу, выводящий ее на абсолютно новый высокий рубеж.

В противоположность материнству война не порождает, а раз­рушает, причем разрушает не только физически, но и, главным образом, духовно.

Шолохов приходит к выводу о том, что никакие светлые идеи большевиков, никакие сражения во имя светлого будущего не могут оправдать стольких бессмысленных жертв, столько слез, сколько принесла с собой Гражданская война, война во имя мира.

План

1. Описание рода Мелеховых.

2. Григорий волочится за Аксиньей, женой соседа Степана Астахова.

3. Григория женят на Наталье в надежде на то, что он осте­пенится.

4. Появление на хуторе Штокмана, его чтение истории дон­ского казачества.

5. Григорий признается Наталье, что не любит ее. Он поки­дает вместе с Аксиньей хутор и уходит в имение Листницкого.

6. Аксинья рожает ребенка. Наталья делает попытку самоубий­ства и остается калекой. Григория призывают на военную службу.

7. Григорий в армии чувствует себя чужим. Наталья снова пе­реходит жить к Мелеховым.

8. В бою Григорий впервые убивает человека и испытывает огромное моральное потрясение. После ранения в московс­ком госпитале он пересматривает свои взгляды на власть.

9. Дома Григорий узнав, что Аксинья изменила ему с Листницким, в сердцах избивает его кнутом.

10. Наталья рожает двойню. Дарья, жена Петра, изменяет ему. В стране тем временем начинается смута, связанная со сменой власти.

11. Григорий переходит на сторону большевиков. Зрелище же­стокой расправы над отрядом Чернецова потрясает его.

12. В апреле 1918 года на Дону идет Гражданская война. Петр командует сотней и воюет против красных. Вскоре оба бра­та возвращаются на хутор. Происходит стычка с красно­гвардейцами, после которой Григорию приходится скры­ваться.

13. Восстание казаков подавляют отряды красных, среди ко­торых Кошевой. Он жестоко расправляется со сдавшимися в плен Петром и его товарищами. Григорий, узнав о смерти брата, становится особенно жесток.

14 Григорий ссорится с Натальей и возобновляет связь с Ак­синьей. Отступление красных.

15. Григория назначают сотником полка. Получив трагическое известие о смерти Натальи, он приезжает домой на третий день после похорон. Жена Петра Дарья сразу после его отъезда обратно на фронт кончает жизнь самоубийством.

16. Аксинья сближается с семьей Мелеховых. Дуняша получа­ет от матери разрешение на брак с Кошевым, несмотря на то, что он — убийца ее брата. Мать в скором времени уми­рает.

17. Гонения на Григория за службу у белых. Он уходит с Акси­ньей, оставив Дуняше детей.

18. Аксинья погибает от пули, пущенной наугад одним из крас­ноармейцев на заставе. Григорий хоронит ее и возвращает­ся на хутор к детям.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.