Сказки
Великий писатель-сатирик, публицист, литературный критик, редактор (совместно с Н.А. Некрасовым) «Отечественных записок», яркий представитель демократической общественности России второй половины XIX века, М.Е. Салтыков (литературный псевдоним Щедрин) вошел в русскую литературу в конце 1840-х годов в период расцвета «натуральной школы». В своем творчестве он продолжал и развивал традиции великих русских сатириков, в первую очередь Фонвизина и Гоголя. Для Щедрина смех всегда был сопряжен с глубокими размышлениями над самыми актуальными проблемами современности, становясь грозным оружием в борьбе против разнообразных негативных явлений жизни. Любовь к Родине, высказанная особым языком — «враждебным словом отрица- нья», — отличительная черта творчества Щедрина.
Своего расцвета сатира Салтыкова-Щедрина достигает в «Истории одного города» (1869-1870) — одном из наиболее значительных произведений в творчестве Щедрина. Это сатирическая хроника, изображающая историю вымышленного города Глупова в виде череды жизнеописаний градоначальников, в которой за фантастическими событиями стоит современная автору действительность России.
Необычным в этом произведении Щедрина стал такой уже хорошо известный русской литературе (прежде всего, по творчеству Гоголя) прием, как гротеск. Поиски новых художественных форм приводят Салтыкова-Щедрина во второй половине 60-х годов к гротесковому способу типизации, благодаря которому он создает произведения, где гротеск является не только литературным приемом, но и принципом, определяющим художественную структуру — как в «Истории одного города». Впервые именно в этом произведении писатель поднимается до совершенно фантастических гротесковых созданий. Например, у градоначальника Прыща была голова, начиненная фаршем, а у Брудастого был «встроен» органчик, умевший произносить всего два «романса»: «Не потерплю!» и «Разорю!» При этом Щедрин виртуозно сочетает фантастику с бытовой реальностью: мастер Байбаков чинил голову градоначальника, как обыкновенный музыкальный инструмент! Все это создает жутковатое ощущение фантастичности самой изображаемой жизни, где действуют и руководят не люди, а куклы, механические автоматы.
Эти художественные открытия Салтыкова-Щедрина подготовили появление уникальных по своей художественной природе произведений-миниатюр — «Сказок», по праву признанных вершиной позднего творчества писателя. В них воедино сошлись все основные проблемы и образы творчества великого сатирика.