Что привлекает автора в Сильвио, и над чем иронизирует писатель? (По повести А. С. Пушкина «Выстрел»)
Сильвио — главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», входящей в цикл «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина». Это романтический персонаж. Автор постоянно подчеркивает исключительность Сильвио, его непохожесть на окружающих его людей. Необычно для России уже само его имя. «Таинственность, которая окружает его судьбу», придает его образу ореол загадочности как для товарищей, так и для читателя.
Основу характера Сильвио составляют две особенности. Одна из них — это желание всюду и во всем быть первым. Как говорит он сам, привычка первенствовать «смолоду была в нем страстию». Другая особенность — стремление к свободе. Оно проявляется в поступках героя, которые резко выделяют его из среды и подчеркивают его индивидуальность. А окончание повести показывает, что Сильвио ценил не только личную свободу, но и сражался за освобождение народа, боровшегося против своих поработителей. Ради этого он не пожалел своей жизни, Можно предположить, что в образе Сильвио Пушкин показал черты характера, свойственные многим декабристам.
Определяющим фактором поведения Сильвио является своеобразный кодекс чести. Этот кодекс не позволяет оставить оскорбление безнаказанным. На долгие годы целью этого человека становится потребность воспользоваться оставшимся за ним дуэльным выстрелом. Ради достижения этой цели он вынужден ставить под сомнение свою репутацию. Так, он уклонился от новой дуэли, чтобы не рисковать лишний раз своей жизнью и возможностью отомстить прежнему обидчику. В конце концов Сильвио добивается своей цели. При новой дуэли с графом он, оставляя его в живых, одерживает нравственную победу. Находясь в растерянности, граф нарушил правила дуэли, когда второй раз выстрелил в Сильвио, и тот был этим удовлетворен.
Итак, свободолюбие, личная смелость, верность кодексу чести — вот те черты характера Сильвио, которые привлекают к нему симпатии автора и читателей. Но Пушкин проявляет и ироническое отношение к своему герою. Во-первых, он иронизирует над его позерством, его болезненным стремлением всегда и во всем быть лучше других, даже если повод к соперничеству не слишком существенный. Ведь в первой ссоре с графом
Сильвио действовал из зависти, ему требовалось во что бы то ни стало показать свое превосходство над ним, однако в тот момент симпатии читателя, скорее, были на стороне его противника. Но в конечном счете лучшие качества натуры Сильвио побеждают. Это выражается не только в том, что он пощадил своего врага, но и в том, что приложил в дальнейшем свои способности к делу большого общественного значения.