Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Заглавный герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» — яркий представитель образа- типа «лишних людей», созданного русской литературой девятнадцатого века. Что же представляет собой этот тип? Его характернейшая черта — противоречие между незаурядными индивидуальными способностями человека и их невостребованностью окружающей общественной средой. Она создает такие обстоятельства, при которых одаренный, честный и порядочный человек не в состоянии применить свои способности на служение обществу. Он остается одиноким, никем не признанным и никому не нужным.
В романе Пушкина «Евгений Онегин» подробно показано, как происходит формирование типа «лишнего человека», каковы отношения его к обществу, обозначены причины, по которым он не находит себе достойного места в жизни.
Биографию своего героя поэт рисует, начиная с детских лет. Это необходимо потому, что сама система воспитания формирует в нем определенные черты, которые разовьются в будущем. Евгений Онегин «родился на брегах Невы», то есть в столице Российской империи Санкт-Петербурге. В ранние детские годы он попал на попечение «мадам» — гувернантки- француженки, которую затем сменил «мосье», опять-таки француз. Начальное образование Евгения сводилось к тому, что «француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…». Другими словами, никакого серьезного образования мальчик не получил, равно как и ничего не узнал о русской жизни, так как обучение происходило на французском языке. «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора», он стал вести образ жизни, обычный для светской молодежи того времени. Жизнь состояла из праздного времяпрепровождения. Единственной же «наукой», в которой Онегин «истинный был гений», оказалась «наука страсти нежной», то есть флирт с великосветскими дамами. Поскольку такое воспитание было типичным для дворянских кругов того времени, «свет решил, что он умен и очень мил». Пустота не наполненного полезной деятельностью существования вызывает у пушкинского героя ощущение пресыщенности жизнью, переходящее в постоянную скуку. Всё ему надоело, и ничто не вызывает интереса. Тогда он пытается заняться литературным творчеством и самообразованием:
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку…
Изменения в судьбу Онегина вносит кончина его дяди, от которого племянник получает в наследство имение, после чего
переезжает на местожительство в деревню. Там он пытается внести передовые по тем временам изменения в систему хозяйствования, чтобы облегчить участь своих крепостных:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил…
Но всерьез заниматься хозяйством Онегину тоже скучно. В деревне он сводит дружбу с соседом — молодым поэтом Владимиром Ленским; через него знакомится с семейством Лариных; вносит смятение в душу молодой девушки Татьяны Лариной, которая объясняется ему в любви. Онегин отвергает ее чувство, делая девушке выговор за неосторожное поведение. Впоследствии у него происходит ссора с Ленским, тот вызывает его на дуэль и гибнет от пули. Были они «от делать нечего друзья», а из-за глупой ссоры стали смертельными врагами.
После этой трагедии Онегин отправляется путешествовать, а затем, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», возвращается в Петербург. Там он встречает Татьяну, ставшую великосветской замужней дамой; в его душе вспыхивает любовь к ней; он преследует ее своими чувствами, получает отказ — и автор расстается со своим героем «в минуту, злую для него».
Итак, чем бы ни занимался Онегин, у него ничего не выходит; с кем бы ни сводила его судьба, всем он причиняет только боль и страдания. А определяющим содержанием его жизни становятся различные способы справиться с одолевающей скукой.
Каковы же причины, делающие Онегина «лишним человеком»? Можно выделить две группы таких причин. Первая — общественные, а вторая — личные.
Общественные причины заключались прежде всего в существовании крепостного права, позволявшего представителям правящего класса вести безбедную жизнь за счет своих крестьян. У Онегина нет необходимости добывать себе хлеб насущный, потому он и может позволить себе роскошь все время скучать. В то же время он достаточно умен, чтобы не разделять «идеалов» большинства представителей своего класса: ведь идеалы эти сводятся к карьерным достижениям, богатству, блеску придворных чинов и тому подобному. Он, как и Татьяна, понимает, что всё это «постылой жизни мишура», «ветошь маскарада».
Найти же удовлетворяющее его поприще Онегин не может в силу личных причин, и главное здесь — уже упомянутое нежелание трудиться. Другая же личная причина — преувеличенное мнение о значимости собственной персоны. В реалистическом образе Онегина заметны также черты, присущие романтическим героям литературы того времени, прежде всего героям Байрона. Не случайно в тексте проводится прямое сравнение Онегина с Чайльд-Гарольдом. И проницательная Татьяна, ознакомившись с библиотекой Онегина, задается небеспочвенным вопросом: «Уж не пародия ли он»? В то же время Татьяна отмечает и положительные качества Онегина:
Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь.
Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?
Открытый финал романа позволяет читателю делать различные предположения о дальнейшей судьбе Онегина. Одни думают, что он должен был связать свою судьбу с декабристами, попытавшимися совершить в России республиканский переворот ради уничтожения самодержавия и крепостничества. Другие считают, что, по задумкам Пушкина, Онегин должен был погибнуть на Кавказской войне. Но и тот и другой вариант судьбы так и не отменят принадлежности Евгения Онегина к типу «лишнего человека». В этом трагедия как самого пушкинского героя, так и многих незаурядных людей его времени.