Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В этом произведении автор в той или иной мере отобразил все социальные слои русского общества. Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующего класса того времени, — класса, к которому принадлежал и сам поэт.
В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, петербургский высший свет; во-вторых, мелкопоместная сельская среда; и в-третьих — московское патриархальное дворянство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.
Сходство заключается в общности привилегированного положения. Дворянский класс обладает властью в стране, ему принадлежат земля и работающие на ней крепостные крестьяне. Таким образом, объединяет все три перечисленные группы их паразитический образ жизни, который позволяет вести им существующее в стране крепостное право.
Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как обрисована в «Евгении Онегине» каждая из трех групп.
В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываемся в Петербурге — столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром политики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию «иноплеменных слов». Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жизни, она, по замечанию поэта, «однообразна и пестра». Неудивительно поэтому, что главным героям романа, стоящими над своей средой, такая жизнь кажется никчемной. Онегин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: «постылой жизни мишура» и «ветошь маскарада».
Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дворяне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили «привычки милой старины». Но при этом «милая старушка» Ларина оказывается заядлой крепостницей: она «служанок била осердясь», как госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина, «брила лбы» мужикам, то есть отправляла их служить в армию. А ее помещичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девушки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги «пустой игрушкой», а покойный дядя Онегина, как «деревенский старожил», занимался главным образом тем, что «с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».
Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский — романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предполагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сельской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву «на ярманку невест», Пушкин подробно рисует нам московское общество. В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь «всё на старый образец». Застылость, малоподвижность московской жизни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.
В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в московских гостиных — это «бессвязный пошлый вздор», где «не вспыхнет мысли в целы сутки». В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин» показывает историческую обреченность этого класса, не способного вести Россию по пути прогресса.