Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, когда у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные принципы. Каковы же они у Митрофана?
Прежде всего нужно отметить, что определяются его жизненные принципы окружающей средой и обстановкой, в которой он воспитывается. Его родители — помещики-крепостники. Они живут за счет труда крепостных крестьян и поэтому сами не могут делать ничего полезного. Главным воспитателем Митрофана является его мать госпожа Простакова. Это самовластная барыня, которая командует не только всеми своими слугами, но и мужем. Тот ни в чем не смеет ей противоречить. И лишь по отношению к Митрофану мать проявляет любовь и заботу. Но выражаются они очень своеобразно.
Во-первых, она считает необходимым кормить сына так, что тот становится обжорой. В одной из начальных сцен комедии мы узнаём, что у Митрофанушки болит живот: «Вчера после ужина схватило», — жалуется он матери. А из последующего перечисления съеденного им за ужином выясняется, что он просто-напросто объелся.
Во-вторых, положение помещика-крепостника, по мнению матери, позволяет обходиться без какого бы то ни было учения. Так, знать географию, как считает Простакова, Митрофанушке незачем: ведь есть извозчики, которые довезут куда нужно. Такое отношение матери очень нравится Митрофану. Он так и заявляет: «Не хочу учиться, хочу жениться».
В-третьих, у матери Митрофана нет никаких моральных принципов. С теми, кто слабее, она ведет себя как грозная барыня, в чьей воле казнить или миловать своих крепостных. В то же время по отношению к более сильным Простакова проявляет угодничество и лицемерие. И эти жизненные принципы в полной мере сформировались уже у ее сына. Тот так же груб с зависимыми от матери людьми, в том числе и с нянюшкой Еремеевной, которая всячески опекает его и заботится о нем.
Особенно наглядно проявляется подлость его натуры в финале комедии. Когда Простакова, привлеченная к ответу за свои злодеяния Стародумом и Правдиным, в горе бросается обнимать сына и говорит: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — тот с откровенной грубостью отвергает ее ласку: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…» И такое поведение Митрофана вызывает даже жалость к матери, оскорбленной сыном.
В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней.