Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова
Мир природы и мир человека тесно соприкасаются в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Так, в стихотворении «Родина» изображение картин русской природы неразрывно связано с патриотическими чувствами лирического героя, причем чувства эти выражены очень своеобразно: «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» Почему — «странною»? В чем заключается эта странность? Вот как объясняет ее автор:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Эти строки можно истолковать следующим образом. То, что воспевается официальной государственной пропагандой: военные победы, историческое величие и тому подобные атрибуты российской государственности, — не вызывают у лирического героя патриотических чувств. Зато, как говорит о себе поэт:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез,
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Живые приметы русской природы, картины народной жизни — вот в чем видит Лермонтов точку приложения своих патриотических чувств. Другими словами, его любовь к Родине не совпадает с внедрявшимися средствами официальной правительственной пропаганды установками. Поэтому поэт и называет ее «странной».
Одним из лучших лермонтовских поэтических произведений, посвященных русской природе, является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Оно было написано в рубежном для автора 1837 году, когда по делу «О непозволительных стихах…» поручика Лермонтова арестовывают, а затем переводят на Кавказ, в действующую армию.
Когда молодой поэт находился под арестом, он, как рассказывал один из его родственников, «велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес…». В их числе было и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Читая это произведение, нужно иметь в виду, что написано оно узником.
Итак, поэт находится в заточении. На дворе конец февраля, а он, сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…
Начальная строфа музыкальна и напевна. Она как бы передает песню ветра, пробегающего волнами по пшеничному полю. От этого оно становится похожим на бескрайнее море.
Вторая строфа стихотворения показывает нам примету поздней весны:
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…
В третьей строфе речь идет о студеном ключе. Точное время года установить невозможно, но ясно, что это тоже или весна, или лето:
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу Про мирные края, откуда мчится он…
Все три начальные строфы являются развернутыми придаточными предложениями. Они относятся к четырем главным предложениям, выражающим итоговую мысль произведения:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Итоговой мыслью всего стихотворения можно считать мысль о свободе. Потому что все предшествующие ей картины природы — это сладкие воспоминания узника, лишенного живых красок, звуков и запахов. Воображая волнуемое ветром поле поспевающей пшеницы, садовые плоды, бодрое журчание ключа, поэт мысленно как бы переносится туда, на простор родных полей, садов и лесов — и это примиряет его с действительностью, дарит надежду снова увидеть всю эту красоту.
Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении «Три пальмы». Это стихотворение можно рассматривать как притчу. Поэт рассказывает историю величественных деревьев, которые росли в пустыне.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимы под сенью зеленых листов От знойных лучей и зыбучих песков.
Но гордые пальмы страдали от того, что никто не радовался их красоте, никто не утолял жажды из студеного ручья. И, наконец, мечта трех пальм послужить людям исполнилась. Но принесли им люди не радость, а страшное горе. Они отдохнули в тени пальм, напились ключевой воды, а затем взяли да и срубили пальмы и сожгли их в ночном костре. И на следующее утро…
…на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел, седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Так гибелью прекрасных деревьев закончилась их долгожданная встреча с людьми.
И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет под ним.
Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» имеет подзаголовок: «Восточное сказание». Это указывает на древность печальной истории, поведанной поэтом. Но и наши дни протест против варварского отношения к природе, прозвучавший в этом стихотворении, выглядит как нельзя более своевременным. Ведь сколько каждый год возникает губительных лесных пожаров от непогашенного окурка! Сколько грязи и мусора, ядовитых химических веществ попадает в природные водоемы! Сколько деревьев погибает в лесу от того, что какой-то недоумок ободрал на них кору. Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» учит нас бережно относиться к природе. Иначе вся земля превратится в пустыню, как это произошло с оазисом, загубленным караваном.