Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М. Ю. Лермонтова
Лирические произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, продолжающие поэтическую традицию его великого предшественника и учителя Александра Сергеевича Пушкина, представляют собой выдающееся явление русской и мировой поэзии. Очень рано, почти в детском возрасте, начав свой творческий путь, Лермонтов создал тип лирического героя, главной приметой которого было трагическое мироощущение. Это определялось общественной обстановкой самодержавнокрепостнической России, в которой всё передовое и талантливое подавлялось прессом бездушной государственной машины, где критически мыслящая личность вынуждена была либо смириться с тиранией николаевского режима, либо вступить с ней в неравную схватку. Лермонтов выбрал второй путь, который привел его к ранней гибели, но позволил создать произведения, навсегда вошедшие в сокровищницу отечественной поэзии и прозы.
С детства будущий поэт привык быть в одиночестве. Ведь по существу он с младенческих лет остался сиротой. Мать его умерла рано, а отца он не знал вообще, потому что его бабушка, ставшая единственным для мальчика близким человеком, не позволяла отцу общаться с ребенком. Об этом впоследствии Лермонтов с горечью писал:
Ужасная судьба отца и сына —
Жить розно и в разлуке умереть.
Раннее одиночество присело к тому, что мальчик рос замкнутым и погруженным в собственные мысли и мечты. Вероятно, поэтому и стихи он начал писать еще подростком.
По причине семейных обстоятельств и замкнутого характера Лермонтов всю свою недолгую жизнь мечтал о друге, о любимой. Эти мечты выразились в разных его стихотворениях. Во многих из них свои переживания поэт передает в образах одушевленной им природы. Так в стихотворении «Утес» он уподобляет себя утесу-великану, которого однажды навестила золотая тучка.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
Совсем ненадолго скрасила «вечная странница» (так назвал Лермонтов тучку в другом своем стихотворении) одиночество недвижного великана. Но оставила горький осадок в его душе: опять он остался один:
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
В стихотворении «Утес» одиночество досталось персонажу, обреченному на неподвижность. А вот в стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» ситуация меняется. Здесь уже одиноким странником становится гонимый ветром листок:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.
На его пути встретилась молодая чинара. Он пытается разжалобить ее, найти у нее приют и говорит:
«Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели ношуся по свету давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных…»
Но молодой чинаре не нужен одинокий странник. Она отправляет его и дальше скитаться в одиночестве. Так и сам поэт не нашел себе в жизни близкого по духу человека. Но одиночество гения русской поэзии привело к созданию прекрасных стихотворений.
Юношеские стихи Лермонтова представляют собой непрерывный монолог лирического героя, содержанием которого становятся его раздумья над противоречивостью общественных явлений, романтическая исповедь, переживания неразделенной любви, рано выраженное стремление найти свой путь в жизни и поэзии и обессмертить свое имя. Одним из лирических шедевров раннего Лермонтова является большое, состоящее из тридцати двух восьмистиший стихотворение, озаглавленное датой: «1831-го июня 11 дня». В нем намечены практически все темы будущего поэтического творчества. Главная из них — тема активной борьбы с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, противопоставление им силы духа и творческой энергии поэта. Причем борьба происходит прежде всего в сфере мысли: это «боренье дум».
Неразрывно связана с главной тема гордого одиночества лирического героя:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым Толпе кажуся; но ужель она Проникнуть дерзко в сердце мне должна ?
Зачем ей знать, что в нем заключено ?
Огонь иль сумрак там — ей все равно.
Здесь же и тема любви, побуждающей героя к творчеству:
Не верят в мире многие любви И тем счастливы; для иных она Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил.
И философские размышления о быстротечности жизни и вечности творений человеческого духа:
Немного долголетней человек Цветка; в сравненье с вечностью их век Равно ничтожен. Пережить одна Душа лишь колыбель свою должна.
И, наконец, пророческое предсказание собственной гибели и своего бессмертия:
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод И под туманным небом…
Известность, слава, что они? — а есть У них над мною власть; и мне они Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им! — неведомый пророк Мне обещал бессмертье, и, живой,
Я смерти отдал всё, что дар земной.
Можно только поразиться тому обстоятельству, что процитированные выше строки написаны семнадцатилетним юношей!
В лирическом дневнике юного Лермонтова нет четких границ между личными и общественными темами. В стихотворениях глубоко интимного характера возникают вопросы философского содержания, в любовном послании слышны политические мотивы. Эта особенность достигнет совершенного воплощения в зрелый период творчества. Тогда же в полной мере проявится и то, что критик Виссарион Григорьевич Белинский поставил в особую заслугу Лермонтову: «резко ощутительное присутствие мысли в художественной форме». Примером может служить стихотворение «Дума». В нем лирический герой, как и раньше, находится в непримиримом конфликте с окружающим обществом, однако теперь его противостояние среде обретает конкретное социально-историческое осмысление. Трагическое одиночество мыслящей личности, не удовлетворенной существующим порядком вещей, распространяется на целое поколение:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
Обреченность на бездействие — вот судьба лермонтовского поколения, которому суждено пройти по жизни, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». «…Кто же из людей нового поколения, писал по поводу этого стихотворения Белинский, — не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..»
Поэтическое творчество Лермонтова во многом повлияло па дальнейшее развитие русской лирики, которой в лучших образцах, как и лермонтовским шедеврам, были свойственны высокое гражданское звучание, интеллектуальная насыщенность, глубина проникновения во внутренний мир человека.