«БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Карамзина складывались под влиянием двух противоположных систем — масонства и просветительства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сентиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерными чертами западноевропейского и русского романа XVIII века были большой размер произведений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продолжая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамичность и смысловую насыщенность сюжета. Создавая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображению реальности, к раскрытию душевных переживаний человека, к возвеличиванию любви, дружбы, простых радостей жизни.
Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художественного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье.
И Лиза, и ее родители — люди высоких моральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она воспитывает дочь в соответствии со строгими нравственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В противоположность этой семье, дворянин Эраст, которого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветреным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может найти счастье с избалованным праздной жизнью барином, не способным думать о последствиях своих поступков. Духовный мир героев раскрывается автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Совершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может восприниматься как коварный соблазнитель. Намерение обольстить доверчивую девушку совершенно не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нравственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.
В произведении Карамзина удивительным образом сочетаются прозаические сцены и ситуации с поэтическими чувствами и переживаниями. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: «Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Чувства же Эраста на протяжении всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными.
Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мотив отношения к деньгам. Эраст стремится поразить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от денег. Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Когда Эрасту наскучила Лиза, он ради денег женится на богатой пожилой вдове. Особенно жестокой представляется попытка молодого человека откупиться от девушки: «Я люблю тебя, — оправдывается Эраст, — и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их». Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым человеком он предлагает бывшей возлюбленной «десять империалов».
Совершенно неожиданным для русской литературы того времени стал трагический финал повести. Не видя смысла жить без любимого человека, Лиза накладывает на себя руки. Самоубийство героини стало по-настоящему «новым словом» Карамзина в литературе. «Русская публика, — писал В. В. Сиповский, — привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни». Автор «Бедной Лизы» проявил небывалую творческую смелость, не пожелав снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Подобной развязкой он подчеркивал мысль о том, что там, где большое чувство вступает в противоречие с устоями крепостнического мира, нет и не может быть идиллии и гармонии. А значит, не может быть счастливого конца.
Однако трагический финал повести «Бедная Лиза» — это, главным образом, не результат социального неравенства, а следствие обстоятельств и легкомысленного характера героя. Это — основная мысль автора, также совершенно отличавшаяся от привычных идей, высказываемых его предшественниками. Однако гибель героини — не единственное трагическое следствие нравственного несовершенства общества. Эраст переживает сильнейшую душевную драму, узнав о смерти Лизы. Он оказывается осужденным на нравственные муки на всю оставшуюся жизнь: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею, — говорит автор. — Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле». Перенос роли повествователя от героя к автору стал еще одним нововведением Карамзина. Он усилил в своих произведениях роль пейзажа, смог точнее и подробнее описывать место действия, получил возможность ввести характеристику персонажей. Это во многом послужило тому, что писатель был признан большим психологом, мастером создания настоящих ярких психологических портретов. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, и в первую очередь их любовные переживания.
Н. М. Карамзин сосредоточил основное внимание именно на психологии героев, достигнув в этом отношении значительного мастерства. Как никто из предшественников, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства. Особая гуманистическая направленность произведения подчеркнута в мечтах Лизы, воспринимающей себя и своего возлюбленного персонажами из пастушеской идиллии: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».
В произведениях большинства писателей XVIII века переживания героев показывались только с помощью монологов. Карамзин же нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю через внешние проявления угадывать, какие чувства испытывают герои. Именно благодаря этому, отмечая роль произведений писателя, Ф. 3. Канунова писала: «Важнейшей заслугой Карамзина перед литературой является его роль в создании русской оригинальной повести, в создании русской психологической прозы».