«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ЛИРИКЕ ФЕТА
В истории русской литературы Афанасий Афанасьевич Фет занимает важное, особенное место. Человек непростой, трагической судьбы, Фет создал удивительно свежий, яркий, светлый мир поэзии. Судьба была к нему жестока с самого раннего детства, и это не могло не сказаться на мироощущении Фета, в основу которого лег глубокий пессимизм. Тщетные попытки вернуть свое дворянское имя, разочарованность в жизни и в людях заставили поэта обратить его поэтический взор преимущественно к природе, к загадочной бесконечности космоса, непостижимости мирозданья — к тому, что всегда так влечет творческую натуру, а в особенности такую легко ранимую. Возможно, в гармонии природы Фет пытался найти ответы на волновавшие его вопросы. В поэзии он находил выход своим чувствам, отражение идеалов, мечтаний, не реализованных в действительной жизни. И сам поэт проживает как бы две жизни: одну в реальном мире, другую — в им же созданном поэтическом, где есть свет, любовь, положительные эмоции, то есть то, чего порой не хватает в серой повседневности. Если попытаться представить всю его поэзию как рисунок, то это непременно будет цветущий весенний сад, днем наполненный размеренным гудением пчел, которых привлек сюда чарующий аромат, а ночью — звуками нежной, лирической соловьиной песни.
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» Фет называет все то, с чем он пришел в поэзию: это и радостный солнечный свет, и страстью пылающая душа, и веселая весенняя песня. Именно весна — пора цветения и благоухания — центральным образом проходит через многие его стихи. В образе весны — вечно юной, прекрасной девы — переплелись представления поэта о стихийности, непостижимости жизни. Весна была для поэта божеством, которому он не переставал подносить дары и которое каждый год снова вдохновляло, возрождало его. Весна и любовь — эти два образа для Фета едины, неразрывны:
Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.
Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
Стихотворение «Свидание в саду» — это и стих о первых библейских людях, и о любых двух влюбленных, которые, находясь в этом состоянии влюбленности, не замечают остальных и живут друг другом. Они любят, они прекрасны, и весь мир находится у их ног, ведь чувства делают их всесильными. Сад поэзии Фета — это сад любви, райский, цветущий, благоуханный. И двое, он и она, входят в этот тенистый сад, где их никто не видит и не слышит, «разве только соловей», «только сердце да рука».
Слышит сердце, сколько радостей земли, Сколько счастия сюда мы принесли.
Поэзия Фета — цветущий сад, и в этом саду любимым цветком поэта была роза. Роза (символ любви) отождествляется у него с женщиной. Среди многих других, не менее прекрасных, цветов поэт пчелой летит именно к своей розе. Пчела и соловей — два постоянных спутника весны у Фета, но соловей обычно появляется ночью, чтобы потревожить сердце поэта своей проникновенной песней.
У Фета любовь — прибежище «от вечного плеска и шума жизни», самое лучшее проявление живой человеческой души. Любовь, природа, красота — вот три вещи, способные доставить поэту истинное эстетическое удовольствие. И все они переплелись между собой, как «свежий и душистый, роскошный венок», расточающий пьянящий аромат, в котором «всех цветов благовония слышны». Но юношеское восторженное отношение к красоте с возрастом изменилось. Четыре томика поэтического сборника «Вечерние огни» — это и вечер жизни поэта, и его любимое время суток, когда лучше всего ощущается легкость, освобождение от забот дня. Все время именно в лирике Фет искал убежища от тягот собственной (такой непростой!) жизни. В конце жизни поэта любование и воспевание красоты сменяются тоской по ней, по совершенству:
Не жизни жаль с томительным дыханьем.
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет и плачет, уходя.
Но прежде чем навечно скрыться в ночи, огонь поэтического дара Фета просиял над его жизнью. Он не исчез, он горит и сейчас для нас — потомков великого поэта, заставляя по-другому посмотреть на мир и делая нас лучше, чище, добрее. Стихи Фета, непревзойденного мастера «летучих настроений», всегда будут читаться, поражая все новые и новые поколения людей гениальностью и красотой.