КАК ПОНИМАЮТ ЛИРИКУ ТЮТЧЕВА?
Ф. И. Тютчев — совершенно особенный поэт в истории русской литературы. Творческая судьба его сложилась непросто. Первое стихотворение поэт написал в 11 лет, но литературная слава пришла к нему поздно — на шестом десятке лет его жизни. Многие особенности лирики предопределил тот факт, что 22 года Тютчев провел за границей, куда он был отправлен на дипломатическую службу. Удивительно, что, постоянно находясь в иноязычной среде, он сумел сохранить любовь к родному языку и писал именно по-русски. В эстетическом плане Тютчев формировался под влиянием идей немецкого романтизма, и романтизму же он оставался верен на протяжении всего своего творческого пути.
Важное место в его лирике занимают пейзажи: картины природы помогают поэту раскрыть его трагические и напряженные раздумья о жизни и смерти, о человеке и обществе. Романтизм Тютчева проявился прежде всего в изображении природы: она воспринимается им не как бездушное создание, но как живое существо, динамичная стихия, не знающая ни сна, ни покоя. Стихи Тютчева проникнуты восторгом перед красотой и величием природы, ее бесконечностью и многообразием. Природа внутренне близка, родственна человеку. «В ней есть душа», и бури, происходящие в природе, сродни кипению страстей в сердце человека. По мнению Тютчева, природа и человек образуют единое целое:
Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной.
Постижение законов и тайн природы есть созерцание самого себя. Поэтому поэзия Тютчева — это прежде всего самое полное выражение внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и пережитое облекалось поэтом в художественные образы и поднималось на высоту философского обобщения. Так, возвышенный мир природы, родственный душе человека, Тютчев, как истинный романтик, противопоставляет человеческой деятельности. История, культура, цивилизация — все кажется ему призрачным и зыбким, обреченным на гибель, тогда как природа вечна и совершенна. Поэт отмечает, что «от жизни той, что бушевала здесь», остались только «два-три кургана». Тело человека обращается в прах, тогда как «природа знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы».
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.
Человек в поэзии Тютчева слаб и величествен одновременно. Он может быть велик своей тягой к беспредельному, к «грозовым» моментам жизни. Но, несомненно, велик тот, кто был участником или свидетелем важных исторических событий. «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — пишет Тютчев в стихотворении «Цицерон». Эти строки можно отнести и к нему самому. На всем творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий и противоречивости; истоки ее в той бурной и противоречивой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху «старых поколений», вынужденных уступить дорогу «новому, младому племени».
Называя себя «обломком старых поколений», поэт писал:
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести.
Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, переделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.
В своем знаменитом стихотворении «Silentium» поэт размышлял о невозможности словами передать все мельчайшие оттенки настроений в душе человека. «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?» — терзается поэт и признается, что «мысль изреченная есть ложь». Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.
Литературное наследие Тютчева невелико по объему. Ведь, по словам Д. С. Мережковского, «там, где Льву Толстому и Достоевскому нужны целые эпосы,
Тютчеву достаточно несколько строк». В нескольких строках его лирических миниатюр мы открываем целый мир, несколькими словами он может разрешить мучительные и сложные проблемы. Тютчев — один из крупнейших поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли.